История Российских спецслужб: подбор и расстановка кадров в ГЖУ 2


Особый интерес вызывает программа для проведения испытаний. От испытуемого требовались знания:

1. Общие понятия о праве (право, его значение и содержание, обычное право, закон, административное распоряжение).

2. Русское государственное право (государственная власть, монарх, законодательные учреждения, органы верховного управления, правительствующий Сенат, Святейший Правительствующий Синод, органы общественного самоуправления, подданство, сословия, территория России).

3. Русское уголовное право (понятие уголовного права, преступление, наказание, виды преступлений по русским общим и военно-уголовным законам, судоустройство).

4. Русское гражданское право (право вещное, обязательственное, семейственное и наследственное, гражданское судопроизводство).

5. Полицейское право (содержание полицейского права, полиция безопасности, полиция благосостояния).

6. Финансовое право (содержание финансового права, государственные расходы, государственный бюджет, государственный кредит).

7. Международное право (общее понятие о международных отношениях и нормах, отношения между государствами в мирное время и во время войны).

8. Сведения из политической экономии (понятие политической экономии, общее учение о производстве, труд, капитал, формы предприятия, деньги, кредит, банки, рабочие союзы, прибыль с капитала, земельная рента, страхование).

9. Русская история (разделы: Русь удельно - вечевая, Русь под владычеством татар, Юго - западная Русь, Русь Московская, Новая Россия).

10. История французской революции (Всемирный и местный характер революции. Французская монархия со времен Ришелье и Людовика XIV. Состояние государства и общества. Абсолютизм, централизация, феодализм. Литература. Монтескье (Дух законов). Вольтер. Ж.Ж.Руссо. Вступление на престол Людовика XVI. Внутреннее состояние Франции. Финансы. Сословия (третье сословие). Народ. Правительство, внутренние реформы. Созыв генеральных штатов. Третье сословие как национальное собрание. Восстание в Париже. Разрушение Бастилии(14 июля). Начало анархии. Государственное устройство 1789-1790 годов. Мирабо. Революция и монархическая Европа. Бегство Короля. Дело Короля перед судом национального собрания. Пересмотр и завершение конституции. Сущность конституции 1791 года. Законодательное собрание. Новая борьба за конституционную монархию до падения королевской власти. Жиронда. Пленение короля. Дантон. Национальный конвент. Борьба между жирондой и якобинцами. Казнь короля. Низвержение Жиронды и террор. Гражданская война. Восстание в Ванде. Робеспьер. Революционный суд и террор. Революционная армия. Закон против подозрительных 17 сентября 1893 года. Низвержение Робеспьера. Падение терроризма. Начало реакции. Наполеон Бонапарт. Директория. Государственный переворот 4 сентября 1797 года. Государственный переворот 18 брюмера 1799.

11. Новейшая история Западной Европы.

12. География (общие сведения о Российской империи).

Степень познаний, проявленная офицером в ходе предварительных испытаний, оценивалась по 12-балльной системе. Офицеры, выдержавшие предварительное испытание удовлетворительно, вносились в список кандидатов для прохождения специальных курсов с целью подготовки для службы в Корпусе Жандармов.

Занятия на подготовительных курсах продолжались пять месяцев. Проводились ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней. В праздничные дни Св. Пасхи, Рождества Христова и Сырной недели, а также с 24 декабря по 6 января включительно занятия не проводились. Занятия на курсах продолжались ежедневно в течение 4-х часов (с 10-00 утра до 15-00 дня с часовым перерывом для отдыха).

На курсах преподавались следующие предметы:

1. Устройство Корпуса Жандармов.

2. Права и обязанности чинов Корпуса Жандармов по производству формальных дознаний и переписок, производимых в порядке положения об охране.

3. Специальные права и обязанности чинов жандармских полицейских управлений железных дорог.

4. История революционного движения.

5. Ознакомление офицеров с постановлениями Уголовного Уложения 1903г.

6. Телеграфное дело.

На каждый предмет отводилось следующее число учебных часов в неделю:

Занятия состояли из теоретического курса в форме лекций и практических занятий по учебным дисциплинам. По окончании прохождения курса кандидаты сдавали экзамен специальной комиссии. Испытания проводились по особым билетам, составленным преподавателями по тем программам, по которым изучались предметы в течение курса. Ответ по каждому предмету оценивается председателем комиссии и всеми членами по 12-балльной системе, причем ответ, оцененный баллом ниже 6-ти, считался неудовлетворительным. По окончании испытания члены комиссии определяли средний балл, полученный офицером по каждому предмету, и заносили его в экзаменационный список (ведомость). Офицеры, получившие в среднем менее 6-ти балов, а также менее 6-ти балов по какому-либо предмету в отдельности, считались не выдержавшими испытания и подлежали отчислению. Успешно прошедшие испытания кандидаты назначались на вакантные должности в Корпус Жандармов.

Исходя из выше изложенного, можно сделать краткие выводы по кадровому формированию органов жандармерии. Эффективной работе службы не способствовало то, что оперативные сотрудники ГЖУ, как правило, подбирались из числа строевых армейских офицеров или военнослужащих, находящихся в запасе и не имеющих специального юридического образования. Проверки на профессиональную пригодность и надежность зачастую проводились формально без тщательного изучения мотивов, которые побудили кандидата подать рапорт о переводе в ГЖУ. Поэтому Губернские Жандармские Управления комплектовались людьми случайными, зачастую совершенно некомпетентными, не способными понять ни задач, стоящих перед службой, ни способов их решения. Не изучались и не анализировались моральные, нравственные качества будущих сотрудников, психологические показатели личности кандидата, такие как: мотивация к правоохранительной деятельности, способность к эмоционально-волевой регуляции при выполнении поставленных задач. На курсах по переподготовке будущих защитников государственного и общественного строя в учебной программе отсутствовали дисциплины по организации оперативно - розыскной деятельности, работе с агентурной сетью и службой наружного наблюдения. Не уделялось внимание психологической подготовке будущих стражей правопорядка. Отсутствовала физическая подготовка. Всё это, естественно, отражалось на результатах служебной деятельности.

Эффективность работы спецслужб зависела не только от качества и количества добытой информации, но и от ее грамотной реализации. Показательным примером в этом отношении является циркуляр вице-директора департамента полиции С.Е. Виссарионова (гриф "совершенно секретно") от 14 января 1910г. "О необходимости корректного оповещения охраняемых лиц о возможных в их отношении террористических актах". В нем шла речь о том, что один из руководителей политического сыска получил агентурное сообщение о намерении революционных организаций совершить ряд террористических актов на вверенной ему территории в отношении видных представителей государственной власти. Не учитывая психологический фактор, этот руководитель счел возможным обратиться к представителям власти с официальным письменным предостережением с целью принятия ими личных предупредительных мер, вследствие чего один из оповещенных чиновников разнервничался и умер от сердечного приступа. Циркуляр обязывал руководителей политического сыска в подобных случаях сведения об известной угрожающей опасности в отношении этих должностных лиц сообщать им крайне осторожно "дабы не возбудить тревогу или страх у этих лиц, и по возможности лично".

Государство, лишенное функции самосохранения, как учит история, обречено на гибель, а вместе с ним и те исторические личности, которые руководили этим государством. В этом смысле встреча Николая II и членов императорской семьи в Ипатьевском доме Екатеринбурга в ночь с 18 на 19 июля 1918 года с начальником расстрельной команды Яковом Юровским и Ко была предопределена…


Автор: Сергей Колесников

22.06.10