Бусидо и сёппуку 3


Идеологи самурайства рассматривали смерть в буддийском понимании, а именно как путь, по которому должен идти воин, как важный этап, но не лишенный эстетического наслаждения этап самосовершенствования личности.

Ямамото Цунэтомо в своём произведении "Сокрытое в листве" ставит смерть в центре всех представлений о чести и долге самурая: "Бусидо - Путь воина - означает смерть. Когда для выбора имеется два пути, выбирай тот, который ведет к смерти. Когда решимость твоя умереть в любой момент утвердится окончательно, знай, что ты в совершенстве овладел Бусидо - жизнь твоя будет безупречна и долг будет выполнен" и далее делается вывод: "Если одержимость смертью достигнута, верность господину и сыновняя преданность придут сами собой".

Для самурая, который постоянно носил два меча - один длинный - для нападения и защиты, а другой короткий - для ритуального самоубийства в случае необходимости, было естественным упражняться в искусстве фехтования с величайшим усердием. Самурай неотделим от оружия, - главного символа его звания и достоинства.

Всего самурай имел четыре меча. Первая пара мечей для военных сражений. Большой меч назывался "тати", маленький назывался "танто". Вторая пара мечей для ношения в мирное время со светской одеждой. Мечи назывались "катана" и "вакадзаси". Мечи всегда носили попарно. Каждая пара (дайсё) состояла из длинного и короткого мечей. Для их изготовления использовали различные по твердости сорта железа - в результате получалась сталь высочайшего качества. В среднем меч проходил до двух тысяч операций, в результате чего выкованный клинок не ломался, не гнулся и был острым как бритва.

Прежде чем приобрести у оружейника меч, самурай убеждался в его превосходных качествах. У него для этого было право "испытания меча". На груду песка клали приговоренного к смерти или тело уже казненного преступника и рассекали его пополам. Если это удавалось сделать одним-единственным ударом, самурай оставлял меч себе.

Мальчик - самурай в пять лет проходил своё первое посвящение в сан воина с вручением ему настоящего боевого меча. Первыми, основными предметами были плавание (суйэй), верховая езда, и джиу-джитсу - искусство самозащиты без оружия. После того как ученик осваивал эти азы, переходили к стрельбе из лука (кюдо), единоборству на копьях и фехтованию.

Помимо различных боевых искусств юноши постигали учение Конфуция, а также изучали математику, медицину, фармацевтику, поэзию, музыку (гагаку), овладевали искусством каллиграфии (сёдо) и чайной церемонии (садо), а также соколиной охотой (такадзё).

Когда ему исполнялось пятнадцать лет, он получал своё второе посвящение. Церемония посвящения, так называемая гэмпуку, начиналась с того, что кандидат в самураи отказывался от имени, которым его называли в детстве, и принимал новое. После этого ему выбривали переднюю, часть головы до макушки, а волосу заплетали в косичку - магэ (ее пропитывали помадой и загибали вперед). Потом молодому воину знаки его нового сана - пару мечей: короткий и длинный, а также будничный головной убор (эбоси) и остроконечную шапочку (камури), предназначенную для торжественных событий. Ему предоставлялась полная свобода действий. Когда самурай умирал, меч клался с его ложем.

Бусидо не только регламентировало положение мужчины в средневековом обществе но так же определяло этико - правовое положение женщины - самурая.

В 1672 г., во времена сёгуната Токугава (1603-1867), в Японии появилась книга, которая называлась "Онна Дайгаку", то есть "Великое наставление для женщин". Это фундаментальное сочинение принадлежит очень уважаемому учёному того времени Ёкиэну Каибаре (1630-1714).

В нем детально регламентировано поведение японской женщины. Вот несколько характерных наставлений из этой книги: "У женщины нет надлежащего повелителя. Значит, на своего супруга ей надобно смотреть как на своего господина и служить нему со всем уважением и почтительностью. Великий, вечный долг женщины есть послушание. Жена всегда должна быть при деле, ей положено строго следить за своим образом жизни. Утром ей надобно пораньше встать, а вечером попозже удаляться на покой. Жена пусть занята будет, подобно обычным служкам, пусть никогда не перестанет она хлопотать обо всем сама. Ей положено шить одежду своему свекру и своей свекрови, готовить им еду, всегда следовать повелением своего мужа. Ей положено складывать его одежду и вычищать его покрывало, растить его детей, мыть, что грязное, и вообще прибывать в средоточии домашних забот. Если жена поступает так, то её супружество будет, лишь благостным и долгим, а дом её станет вместилищем мира и покоя".

Учение Бусидо всячески поощряло в женщине такие качества как силу духа, умение скрывать свои чувства. Будучи дочерью, женщина жертвовала собою во имя отца, будучи женой - во имя мужа, будучи матерью - ради своих детей.

В самурайских домах женщина обязательно обучалась искусству сражения прямым копьем - яри, алебардой - нагинатой, коротким дротиком - ути-нэ и коротким кинжалом - каикэном, который японские женщины с детства всегда носили при себе, что бы уметь в случае необходимости постоять за себя, а главное чтобы проникнуться духом воинских искусств, понять устремления отца, мужа, брата и быть им верной опорой в жизни.

Подводя итоги, следует особо выделить своеобразие правового регулирования самурайства как военного сословия и всего японского средневекового общества в целом. Эта особенность заключается в том, что общественные отношения регулировались в первую очередь морально - этическими нормами, которые имели юридическую силу и охранялись государством. Следующая особенность правового регулирования заключается в тесной связи правовых норм и конфуцианско-буддийского этико-религиозного учения, которое было заимствовано из континентального Китая и Кореи.

Рецепция права осуществлялась умело с учетом особенностей местных условий. Особенностью правового поля средневековой Японии является то, что оно формировалось не только государством, но и частными лицами, которые пользовались заслуженным почетом и уважением в японском обществе. Примером могут служить произведения Дайдодзи Юдзана (1639-1730) "Начальные основы воинских искусств", Ямамото Цунэтомо "Сокрытое в листве" и многие другие. Написанные в форме философско-моральных наставлений такие произведения, безусловно, являлись источниками права, они формировали правовую культуру правосознание военного дворянства-самураев.

Для европейца с его ярко выраженной западной ментальностью Бусидо и сёппуку останется восточной экзотикой, так же как и смысл четверостишия написанного доблестным самураем, перед тем как совершить сёппуку…


Автор: Сергей Колесников

13.06.10