Бусидо и сёппуку 2


Самурайская доблесть и военное мастерство прививались с детства и в течение всей жизни тщательно шлифовались. Ямамото Цунэтомо - монаху, в прошлом самураю клана Сага принадлежит фундаментальное одинадцатитомное произведение "Сокрытое в листве" 1716 г. ("Хагакурэ"). Трудно переоценить значение этого труда для исследователей Бусидо. Говоря о самурайской доблести Ямамото Цунэтомо пишет: "Молодым людям следует совершенствовать свои качества воина так, чтобы у каждого была твёрдая уверенность: "Я лучший в Японии!". В то же время юный самурай должен ежедневно здраво оценивать свои занятия и быстро ликвидировать обнаруженные пробелы и недостатки. Кто не будет именно в таком смысле понимать самурайскую доблесть, ничего не сможет добиться".

Делая морально-правовой вывод о храбрости, доблести, силе духа, бесстрашии и отваге современник Ямамото Цунэтомо - Дайдодзи Юдзан (1639 - 1730) в своём трактате "Начальные основы воинских искусств" пишет: "Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть".

Культура, создаваемая военным дворянством, ярко выразилась в эпической поэме японского средневековья, основными видами которой были гунки (описание войны) и сэнки (описание сражений). Примерами таких произведений могут служить "Хэйке-моногатори" ("Повесть о доме Тайра") и "Гэмпэй-сэйсуйки" ("Записки о расцвете и упадке Минамото и Тайра").

Когда мы изучаем в "Хэйке-моногатори" рассказы о том, как сражались тогда средневековые самураи, мы видим, что каждый воин той или другой стороны думал о себе, о своём собственном подвиге. И если для такого подвига надо было устранить конкурента из собственного же стана, это делалось без колебания. Конечно личный подвиг определялся не только "на" (имя), то есть славу, его совершившего, но и позволял ему рассчитывать на гоон, то есть награду, господина. Разумеется, такое осознание своей личности тогда не было и не могло быть индивидуалистическим: отдельный человек мыслил себя, прежде всего членом коллектива. Коллективом для этого времени была семья, род. Поэтому японский рыцарь, совершивший какой-либо подвиг, издавал победоносный клич, который состоял из нанори (названия своего имени). "Это - я, Сасаки Сиро Таказдуна, четвёртый сын Сасаки Сабуро Ёсихидэ из Оми, потомок в десятом поколении императора Уда, я - первый на перевале Удзи-гава!".

Философией рыцарского образования, заложенной в основном законе жизни - кодексе феодальной чести Бусидо было воспитание характера будущего воина. Что бы избежать позора и завоевать себе имя, юноше-самураю предстояло пройти лишения и претерпеть жесточайшие испытания, телесные и духовные страдания.

Реализовать себя как воина, быть стратегом и тактиком, достойно представляя свой род и своего сюзерена - эти задачи стояли перед молодыми самураями. И формулируя задачу самурайского воспитания Ямамото Цунэтомо в произведении "Сокрытое в листве" пишет: "Самурай, чья конечная цель заключается в победе на поле брани, в одолении собственного противника, является истинным воплощением самурайской чести и мужества, неукротимым и рьяным".

Иллюстрацией положений изложенных в трактате "Сокрытое в листве" может служить один эпизод из жизни юного сына сёгуна страны - Токугава Иеясу. Во время осады Осаки он, несмотря на его требования отправить его в бой вместе с головным отрядом воинов, был оставлен в тылу армии. Когда замок был взят, юный самурай был настолько огорчен и плакал столь горестно, что старый наставник утешал его словами: "Успокойтесь, Ваше Величество, - говорил он, успокойтесь мыслью о том прекрасном будущем, что Вас ожидает. За предстоящие годы жизни Вам представятся самые различные возможности проявить себя". Мальчик негодующе посмотрел на советника и ответил ему: "Какие глупости Вы говорите! Разве мне когда-нибудь ещё будет четырнадцать лет?". Ответ юного самурая был типичным ответом для воина того времени, потому что каждый уважающий закон Бусидо знал и понимал, что честь, заработанная в юности, возрастает с годами.

Отношение самурая к смерти отражало даосско-буддийскую систему мировоззрения, определявшей жизнь человека как звено в бесконечной цепи перерождений и смертей. Самоценность земной жизни для ревностного буддиста любого направления была очень невелика, жизнь рассматривалась как иллюзорный кратковременный эпизод в бесконечной драме Бытия. Дзэнская философия о жизни и смерти была правовой, морально-этической и методологической основой поведения профессионального воина-самурая.

Может показаться странным, что человек, выбравший воинское ремесло является философом, но в Японии, как и в Китае, военное искусство-дело не технологии, а духовного прозрения, духовной практики. Большое преимущество меча перед книгами в том, что одна ошибка позволит противнику сразу же нанести удар, который окажется последним. Лишь тот кто преодолел границы двойственного представления о жизни и смерти, тот живёт в подлинном смысле - таков философско - правовой вывод учения Дзен.

В феодальную эпоху в Японии мастер меча или копья часто назывался "Осе" (мастер или учитель) - т.е. титулом, обычно даваемом буддистским монахам. Истоки этого обычая можно проследить. В Наре жил один монах. Он жил в маленьком храме Дзидзоин, и был мастером во владении копьем. Естественно, что он был Осе, для своих учеников, и далее этот титул стал переходить ко всем мастерам меча и копья уже не зависимо от их буддийской квалификации.

Полководец Кусуноки Масасигэ (1294 - 1336) пришёл в дзенский монастырь Хего перед сражением в Минатогава с превосходящими силами Асикага Такаудзи (1305 - 1358) и спросил учителя: "Вот человек стоит на распутье между жизнью и смертью. Как ему себя вести?" "Пресеки свою двойственность" - таков был ответ дзенского мастера. Ответ с точки зрения буддизма является хрестоматийным, он означал только одно, что лишь тот, кто преодолел дуальность своего бытия, осознал взаимосвязь, и взаимозависимости всех начал мироздания, в том числе духа и тела, ментального и физического начал лишь тот с точки зрения практикующего буддиста - живёт в подлинном смысле.

Там, где есть мысль о жизни или смерти, отрицательном или положительном, там нет истинного пути. Воин, который лишён страха смерти, и видящий в смерти дело чести, обладает в бою всеми преимуществами перед воином, судорожно преодолевающим естественные человеческие эмоции - чувство страха и инстинкт самосохранения. Победить смерть - значит выполнить свой долг наилучшим из возможных способов.

На выполнение своего долга именно таким способом нацеливает Дайдодзи Юдзан в "Начальных основах воинских искусств", он пишет: "Для самурая наиболее существенной и жизненно важной является идея смерти - идея, которую он должен лелеять днем и ночью, с рассвета первого дня и до последней минуты последнего дня. Когда понятие смерти прочно овладеет тобой, ты сможешь исполнять свой долг в наилучшем и наиполнейшем виде: ты будешь верен господину, почтителен к родителям и тем самым сможешь избежать всех невзгод. Таким образом, ты не только сможешь продлить свою жизнь, но и поднимешь собственное достоинство в глазах окружающих. Подумай, как непрочна жизнь, особенно жизнь воина. Уразумев это, ты будешь воспринимать каждый день как последний в своей жизни и посвятишь его выполнению важнейших обязательств. Не позволяй мыслям о долгой жизни завладеть собою, иначе погрязнешь в пороках и беспутстве, окончишь дни свои в позоре бесчестья".




Автор: Сергей Колесников