Опасная старуха: мифы и сказания архетипа женской мудрости 1

Т. Саймон: Вы слушаете "Insights at the Edge". Сегодня я беседую с доктором Клариссой Пинколой Эстес, всемирно признанным ученым, поэтом, отмеченным многими наградами, юнгианским психоаналитиком и кантадорой - хранительницей древних сказаний. КПЭ - так я ее называю; или Доктор Э - записала "Бегущую с Волками" на Sounds True в 1989 году. И эта аудиопрограмма вышла на три года раньше публикации самой книги и появления ее на прилавках магазинов. А сейчас вы познакомитесь с ее новым шедевром, результатом трех десятилетий работы - "Опасной Старухой: Мифы и Сказания Архетипа Женской Мудрости", впервые в он-лайн режиме (начало 6 апреля). Сейчас начнется беседа с КПЭ об "Опасной Старухе".

ТС: Хотелось бы начать с разговора о том, что вы называете "психологией женской одаренности". В чем ее идея - в том, что есть потребность в психологии женской одаренности? и как она связывает вашу предшествующую работу "Бегущую с Волками" с теперяшней "Опасной Старухой"? Расскажите немного об этом. Что вы имеете в виду под "психологией женской одаренности"?

КПЭ: Если вы почитаете психологические труды последних ста лет, то обнаружите, что в том, что опубликовано акцент стоит на патологии, психопатологии, ударение на том, что неправильно. И очень редко говорится о таком уникальном качестве как одаренность.

Я знаю, что общество готово закрыть глаза на целые группы людей и объявить их не одаренными. Но оно при этом использует грубое сравнение при помощи определенного перечня качеств "одаренности", который отнюдь не охватывает всего спектра, ни ньюансов одаренности. К примеру, многих в школе хвалили и даже поощряли за умение "сидеть спокойно", вместо умения воображать или освобождать свое воображение... а ведь это глубокий талант передаваемый по наследству. И даже если этот дар и был передан через поколения, он не может выйти на поверхность из-за его активного подавления... а воображение безусловно - талант, являющийся частью родового наследства...

ТС: Но, если психология обычно ведет речь о психопатии, то как изменится наш взгляд, если вместо этого смотреть на таланты?

КПЭ: Нам необходимо сместить наш акцент на то, чем так щедра психика по своей собственной природе... на душу другими словами... которая течет как воды Амазонки. Знания и образы души - не мелкие притоки; они бушуют, они вздымаются... они не предназначены для сокрытия дамбой, еще и подкрепленной стоячими водами за огромной бетонной стеной. Нам необходимо рассматривать естественное состояние человека как течение всяческих полезных идей, спешащих и завихряющихся, уходящих в само небо, наподобие настоящей реки, когда она не лишена своего естественного течения.

Одаренность это - не спокойное переживание. Это - опыт золотого бикфордового шнура в самом центре психики: горящего, искрящегося, сигналящего, посылающего энергетические импульсы во все направления. Эти творческие импульсы исходят из самой души; они воспринимаются и интерпретируются мозгом или тем, что некоторые называют "эго". Но, они исходят от души и свободно проходят сквозь "эго" в том случае, если "эго" не является для них плотиной или той обычной колеей, которая определяет "это - хорошо, а это - плохо" или "ты - хороший, а ты - нет".

Когда этим полезным импульсам и идеям позволяют течь в свои действительные проявления во всевозможных направлениях - а это может быть воспитание детей и/или создание проектов, живопись, танцы или простое "бытие"... поскольку существует совершенный талант бытия... человек - в доме с душой. Когда мы встречаем людей, которые - а это случалось со мной, уверена и с вами - наделены даром предвидения, все вокруг них успокаивается, настолько, насколько спокойны горные хребты. И в этом спокойствии вы видите и ощущается величие их одаренности. Но, они - свободны; они - не прокляты и не выработаны, как к примеру Дымчатые горы после добычи из них угля, невзирая на всю хрупкость тамошних экосистем.

Творческая жизнь это тоже - экосистема, и очень часто самое лучшее для нее - позволить ей течь, струиться, пробиваться большими и малыми путями, как двигаются и изменяются горы, являясь домом для многих, как текут реки, питая многих. Совершенно точно, что не отъемлимым правом каждого человека является способность к движению, движению по направлению к своей одаренности. Движение с полной грудью, которое требует даров и их выражения, а не их сжатия и перекрытия, не забивания их в углы или рассказов о том, что есть только один правильный путь или только пара или десяток способов делать, быть или говорить.

Эту творческую силу не следует уменьшать, из-за того, что она "так велика" для некоторых, нельзя говорить и о том, что она требует очень тонкой и кропотливой работы, прежде чем даст свои плоды... Каждый человек приходит в этот мир одаренным... и открытие этих даров - делание видимым невидимого - это выведение их наружу.




Автор: Алексей Тивилев