Оперативные службы Японии сёгуната Токугава 3


В эпоху Токугава аппарат мацукэ располагал огромным количеством служащих, во главе всего ведомства (о-мэцукэ) стоял Дзюбэй Мицуёси. Структурно подразделения мацукэ состояли из высокопоставленных чиновников, выполнявших полицейско-административные и прокурорские функции, контролировали деятельность губернаторов городов и провинций, и сотрудников, скрывавших свою принадлежность к аппарату мэцукэ, которые назывались «омицу» - «темная тайна». К низовому аппарату мэцукэ относились: хасири-мэцукэ - «бегающие мэцукэ», сёнин-мэцукэ - «карликовые мэцукэ», сэнтэ-гуми-но досин - «стражники отряда упреждения», о-нивабан - «садовники», тайоку-кэйко - «охрана внутренних покоев», кёдан – «слушающие болтовню на пиру» в задачу которых входило подслушивание разговоров и выведывание тайн во время застолья, мицумоно – «тройные люди», дацуко – «похитители слов», уками-бито – «вызнающий человек», монокики – «слушающие».

Существует легенда, что даже величайший японский поэт, сочинитель хайку Басё Мацуо был сотрудником аппарата мацукэ. Известно, что Басё родился в 1644 г. в городе Уэно, столице провинции Ига в семье самурая низкого ранга и свободно перемещался по всем провинциям, для чего требовалось особое разрешение мацукэ.

Японские историки, анализируя феномен мэцукэ в средневековой Японии, часто обращаются к анализу знаменитой «энциклопедии» XVII в. по разведывательному искусству «Бансэнсюкай». Автор трактата специалист из клана Ига-рю Фудзибаяси Ясутакэ разделяет процесс разведывательной и контрразведывательной работы на два основных раздела: Ёнин и Инин. Под понятием «ёнин» понимается уровень стратегии и тактики в деятельности спецслужбы. Это понятие охватывает следующие направления: методы организации действующих агентурных сетей их структуры, анализ полученной информации, разработка долгосрочных стратегических планов по реализации разведывательных усилий на основе учета разнообразных факторов – политических, экономических, военных, географических и т.д., прогнозирование ситуации. Эти задачи стояли перед высшим руководством мэцукэ – руководителем организации разведки, именуемым – дзёнин.

В основу профессионального поведения работника спецслужбы была положена концепция «мугэй-мумэй-но-дзюцу» - «искусство [жизни] без искусства и без имени» сформулированная Исэ Сабуро Ёсимори, согласно которой профессиональный разведчик должен скрывать свою личную биографию, место жительства, принадлежность к соответствующей разведывательной структуре.

При подготовке источников информации (как мужчин так и женщин) особое внимание уделялось многочисленным вспомогательным навыкам таким как: хэнсо-дзюцу (методы переодевания), мономанэ-но дзюцу (искусство подражания голосам и звукам), суйэй-дзюцу (плавание), хаягакэ но дзюцу (скоростной марафонский бег), арго (искусство иньской речи – профессионального жаргона, непонятного для других людей), методам шифрования полученной информации, навыкам работы с рецептами целебных трав, и изготовлению высококалорийных пилюль, учились изображать человека со сломанной нагой или рукой, с перебитым позвоночником или сломанной шеей, искусству лежать неподвижно и не подавать признаков жизни, приобретались навыки диверсионной работы (убийство неугодных, порча вооружения), а также требовались навыки в «простых искусствах»: рисовании и счете, умении производить всякие измерения и вычисления.

Отдельными учебными дисциплинами были: военно-прикладная медицина и анатомия, «чёрная медицина» - искусство приготовления специальных ядов, прикладная психология - психотехники защиты и нападения (произнесения специальных заклинаний, например эффект проклятия проявлялся в течении определенного времени – от 10 дней до 3 недель. Лицо, подвергшееся заклинанию, умирает или становится слабоумным. Врачи в этом случае помочь не могут, раскрытия экстрасенсорных способностей, работа с измененными состояниями сознания, развитие ментальных способностей, развитие терпения. Особо следует сказать о ритуале «доири». Адепт в течении 182 часов обходится без сна, отдыха, еды и воды. Цель «доири» поставить человека на грань жизни и смерти. Аскеза делала человека нечувствительным к холоду и жаре, учила выдержке и терпению, будила резервные функции организма, для такого человека невозможное становилось возможным.

Подводя итоги следует отметить, что подразделения мэцукэ предстает как целостная система части государственного аппарата средневековой Японии, располагающая тщательно разработанной теорией, богатым арсеналом ведения оперативно-розыскной работы, оригинальной методикой подготовки агентов, опирающаяся на использование большого арсенала специальных знаний, приемов и способов, сложившихся в Японии в конце XV в. - первой половине XVII вв.


Автор: Сергей Колесников

24.04.10