Как нейронаука поддерживает духовную практику 1

Можно быть абсолютно уверенным в том, что западная наука не является необходимой для реализации Пути Просветления, установленного Буддой. Но, создаваемые ею карта ума и мозга могут поддержать практику самыми различными способами. Во-первых, большее знание о мозге/уме углубляет убежденность - один из факторов Просветления - так как научные открытия подтверждают дхарму. К примеру, исследователи обнаружили, что деятельность "я" - рассеяна по всему мозгу, сконструирована из множественных под-систем и активируется самыми различными причинами: не существует связного, стабильного, независимого "я", смотрящего из ваших глаз; в нейрологическом смысле, я - просто пусто. Для многих западных людей, наука - непререкаемый авторитет в отношении того, что является истинным; а ее гармония с буддизмом, уменьшает поводы для сомнений.

Во-вторых, нейропсихология может объяснить почему работают традиционные практики, поможет выделить их ключевые элементы. К примеру, восторг и радость - традиционные факторы медитативного самоуглубления, требуют высокого уровня трансмиттера - допамина. Ваш мозг тоже производит впрыскивания допамина для того, чтобы открыть нейронные врата, позволяющие новому материалу войти в поле вашего внимания. Но, в тот момент, когда вы полны радости и восторга, новые дозы допамина не принесут никаких больших изменений, так как их уровень и так близок к максимальному. Счастье несомненно требует искусных средств!

В-третьих, нейронаука может выделить то, какой из сотен традиционных методов наиболее эффективен для личного использования. Это позволяет интенсифицировать практику, особенно для тех домохозяев, кто не имеет возможности оставить свое окружение и удалиться в монастырь на всю жизнь.

Далее, большое разнообразие мозгов и соответственно умов - само по себе тема настолько обширная, что она только приоткрывает ценность соответствующей индивидуальной практики. К примеру, существует большое разнообразие темпераментов, с присущими им системами возбуждения-торможения в своей нервной системе - что ведет к выбору определенных форм медитации в развитии, скажем, непоколебимости ума. У одних это может быть - наблюдение за дыханием, а у других - сосредоточение на одной точке для того, чтобы почувствовать себя наиболее приемлимым образом.

В четвертых, развитие карт мозга/ума может привести к возникновению новых и эффективных методов, выстраиваемых над уже существующими практиками. К примеру, некоторые Учителя привлекают исследовательскую литературу по теории привязанностей, эмпатической сонастройке, зеркальных нейронах для усовершенствования практик межличностного осознания.

Конечно же, любые научные усовершенствования традиционных искусных средств необходимо уравновешивать добродетелью и мудростью. Более того, окончательный плод практики - Нирвана, превосходит любые методы. Тем не менее, Будда учил, что достижение Нирваны требует преданной тренировки ума и сердца - что означает, современным языком, трансформацию мозга и тела. Даже, если спелое яблоко и падает , то его созревание зависело от воды, солнечного света и плодородной почвы.