Как нейронаука поддерживает духовную практику 2


Предостережения

Встреча буддизма и нейронауки открывает многие возможности, но она таит в себе и определенные ловушки, понимание которых позволяет отсеять ненужную информацию и выбрать очевидно полезную:

- Превратиться в нейрологического редукциониста. Хотя упрощение иногда помогает прояснить некоторые вещи, все же необходимо всегда удерживать перспективу. Если вы читаете об амигдале и страхе, зеркальных нейронах и эмпатии, окситоцине и сострадании, высокочастотных волнах мозга и медитационной концентрации и т.д., всегда есть большее, гораздо более сложное, чем это;

- Гламуризация науки. Как сказал Будда:"Ищите себя". Окончательный тест для практики - работает она или нет - а это проверено миллионами людей за тысячелетия. Буддизм не нуждается в одобрении науки для доказательства своей состоятельности;

- Перенос обобщенного группового материала на отдельных личностей. В прессе и даже в научной литературе, можно часто встретить утверждения, подобные этому:"У мужчин более развиты визуально-пространственные способности, чем у женщин" или "медитирующие лучше справляются со стрессом". Да, в среднем мужчины могут лучше справляться с визуальными задачами, чем в среднем женщины. Но, это некорректно уравнивать всех в группе, а потом делать категорические утверждения обо всех ее членах. Многие женщины более адаптированны визуально, чем мужчины, точно также, как многие практики оказываются в стрессе!

- Переоценка физической стороны. К примеру, обычно генетический фактор относят к трети или даже половине нашей личности, способностей, счастью, удовлетворением от отношений, желаниями по жизни или духовного развития. Остальное причисляют к влиянию нашего собственного саморуководства и того, как мы взаимодействуем с внешним миром - что очень, и очень важно. Но, так как наш обычный мозг содержит в себе как ужасные, так и прекрасные мысли, желания и т.д. - именно содержание ума гораздо важнее, чем физический орган, его содержащий.

Далее, высокая оценка интеграции ума и мозга, не означает сведения одного к другому. Чисто технически ум это паттерны информации, представленные в паттернах вещества. Да, мозг содержит мысли, но он, не является причиной их возникновения. И, более того, ум может вызывать изменения в веществе. К примеру, нематериальные мысли о сострадании воплощаются в каскадном физическом процессе, который изменяет циркуляцию импульсов.

- Преувеличение того, на что способен наш мозг. Чудеса ума не обязательно требуют необычной - часто называемой мистической - основы в дополнение к тому, что уже имеется. Общепринято считать, что необычные явления требуют точно таких же необычных объяснений. К примеру, наблюдая то, насколько отличается человек от животных, находят объяснения в существовании Бога. Но, сегодня уже очевидно, что люди развивались по самым обычным причинам - очевидного изменения молекул ДНК и процесса выживания самых адаптированных - происходивших на протяжении миллионов лет. Множество самых обычных причин может приводить к самым необычным результатам.

Сходным образом, когда вы берете для рассмотрения самый обычный синапс - по сути своей, обычный переключатель, но умножите его на 500 млрд, срабатывающих множество раз на протяжении секунды, с грандиозной внутренней взаимосвязанностью, - тогда и получите необычные результаты, наподобие способности читать эти предложения, развитие сосредоточения или осознания самого себя. По мере того, как мы все больше и лучше будем понимать способности мозга, в ближайшие десятилетия, мы сможем объяснить практически весь наш опыт и переживания - ту богатейшую почву для нашей практики - и совсем не вследствие каких-либо мистических факторов.

Для нас, этот взгляд не является механистическим. Он приводит к чувству благодарности за этот подарок эволюции - мозг, чувству нашей личной ответственности за то, как он будет меняться со временем. Все это вдохновляет своими возможностями для необычной доброты, любви и реализации.

Заключение

Это взаимопереплетение мозга и ума, информации и материи, означает, что нам необходима психология для понимания мозга... и нейронаука для понимания сил ума. И, они обе, освещены столетиями практического опыта в мировых созерцательных традициях.

Переплетение и интеграция этих трех: психологии, нейронауки и созерцания - сердцевина духовного роста и личного благополучия. Приход Буддизма на Запад создал беспрецедентную возможность для дхармы информировать науку, и наоборот, для блага всех живых существ.

Ключевые черты и функции нашего мозга

- Он порожден эволюцией; большинство генетических отличий людей от обезьян находятся в мозге, в частности в их лингвистических, социальных, эмоциональных и концептуальных способностях;