Закон кармы

Закон кармы

В индийской философии не принято загонять разум человека в клетку заповедей, как это пытается сделать большинство религий. Философы древней Индии не выдавали свои изыскания за божественные откровения. Они просто описывали мир в котором жили, честно пытаясь понять закономерности, в нем действующие. И одним из центральных понятий индийской философии является понятие кармы. Сегодня понятие кармы принято толковать преимущественно в мистическом ключе, однако по большей части ничего мистического в нем нет. Слово карма происходит от санскритского "кАрман", что переводится как действие. Основа кармы - действие, выбор, которой совершает человек здесь и сейчас. И действие это влечет за собой обязательные последствия. Механизм, связывающий поступок и его следствие, называется законом кармы. В некоторых случаях его действие очевидно, а в некоторых очень запутанно. Однако, в конечном итоге все оказывается достаточно логично.

Например, студент, который настойчиво и добросовестно учится в течение семестра, по закону кармы сдаст сессию существенно лучше, того, кто прогуливал лекции и отплясывал на дискотеках вместо самостоятельной работы. Более запутанный случай мы получим, если студент дает взятку. Наивный студент подумает, что тем самым он перехитрил закон кармы, но на самом деле он лишь отсрочил воздаяние. Устроившись работать по специальности, ему все равно придется учиться, только в условиях насмешек сотрудников и гнева начальства, не говоря уже о том, что в серьезную организацию путь ему будет заказан.

Интересна и карма преподавателя, взявшего взятку. Профессор медицины, ставящий зачеты неучам за деньги, рано или поздно попадет к чиновнику, изрядно потратившемуся в свое время на взятки. Естественно, последний захочет получить свои деньги обратно. Но это еще не самый плохой вариант. Взяточнику-чиновнику однажды окажут "квалифицированную" медицинскую помощь бывшие студенты-взяточники. Мистика? Никакой мистики! В стране, где процветает коррупция, будет неизбежно плодиться непрофессионализм и преступная халатность. Можно, конечно, попытаться наворованными деньгами огородить себя от масс, купив себе все действительно лучшее. Но еще Будда говорил: нет прохладного места в котле с кипящей водой. Имея деньги, можно купить услуги по-настоящему хороших медиков, но невозможно спрятаться от многих других вещей: камикадзе, купивших права за деньги, преступников, вышедших на свободу за деньги, шизофреников, получивших разрешение на оружие за деньги...

Но ведь даже тем, кто не берет взяток, иногда приходится жить в стране взяточников со всеми ее прелестями. Где же справедливость, как в этом случае работает закон кармы? Поиски совершенной справедливости неизбежно приведут нас к мистике, и мы предположим, что обстоятельства нашего нынешнего рождения обусловлены нашими действиями в рождении прошлом. Так это или нет доподлинно неизвестно, хотя сейчас находится все больше подтверждений, что жизнь человека не ограничивается рамками существования физического тела. Весьма красноречиво об этом сказал булгаковский Азазелло: "Разве для того, чтобы считать себя живым, нужно непременно сидеть в подвале, имея на себе рубашку и больничные кальсоны?"

Впрочем, давайте оставим мистику мистикам, и сосредоточимся на более естественнонаучных аспектах действия закона кармы. Замечен интересный факт: агрессивные подростки, пользующиеся наибольшим авторитетом, чаще всего полностью теряют свой авторитет, переходя во взрослую жизнь. Это видно в том числе и по социальным сетям - в интернете больше всего представлены бывшие в школе "середнячками" по социальному статусу. Почему так? Прежде всего потому что сила человека не столько в кулаках и наглости, сколько в умении выстроить нормальные социальные отношения. Грубияны и драчуны постепенно окружаются полосой отчуждения, и довольно скоро остаются в одиночестве, потому что нет желающих иметь с ними общие дела. В результате они естественным образом опускаются на дно общества, где им предстоит либо смириться, либо продолжать буйствовать, превращаясь в профессиональных бандитов. А бандиты, как известно, живут хорошо, но очень недолго.

Таким образом, мы видим действие закона кармы в социальном ракурсе. Люди, склонные к насилию, неизбежно попадают в социальный вакуум. А если склонность к насилию не проходит с годами, то рано или поздно (а скорее рано) буяну придется столкнуться с тем, кто его переломает своей силой. Но есть еще один очень тонкий механизм действия закона кармы. Иногда его называют совесть, но это не совсем точно. Дело в том, что даже у котов, которых никак нельзя отнести к стадным животным, есть свои строгие правила поведения внутри вида. А у животных, проживающих стаями, эти нормы очень сложны и разнообразны. И их нарушение невозможно на уровне инстинкта. Например, достаточно одному волку упасть во время поединка и обозначить свое поражение, как у его соперника проснется инстинкт, категорически запрещающий продолжать схватку.

Естественно, все это справедливо и в отношении людей. Только человек имеет большую свободу и может совершать убийство себе подобных, жить за счет других, портить жизнь окружающим, преследуя личную выгоду. Но вот отключить свои глубоко лежащие инстинкты он не в силах. И совершая то, что коротко называют злом, он запускает механизм саморазрушения. Реализоваться этот механизм может по-разному, начиная от возникающих непонятно откуда разладов в работе органов, и заканчивая тотальным невезением, когда появляется тенденция из многих вариантов бессознательно выбирать худший. И наоборот - люди отзывчивые, вежливые и добрые постепенно окружаются всеобщей любовью и занимают уверенное положение в социуме. И болеют они тоже реже, о чем недвусмысленно говорит китайская поговорка: доброе сердце - лучший лекарь. Но и в том, и в другом случае можно сказать: работает закон кармы. Как всегда неотвратимо.