Как хвалить ребенка

Существует два основных метода формирования желательного поведения ребенка - наказание и поощрение. К сожалению, родители часто не находят нужным отметить хорошее поведение или успех ребенка, считая их чем-то естественным. И наоборот, часто и сильно ругают за провинности в мелочах. А зря. Психологи единодушны во мнении: похвала и поощрение намного эффективнее наказания. Наказанный ребенок затаивает обиду и злобу. У него пропадает желание вообще что-либо делать, а если наказания часты и сильны, то может развиться устойчивый страх перед любыми действиями и пассивная жизненная позиция. Похвала и поощрение формируют жизнеутверждающее настроение и активную жизненную позицию. Ребенок, которого хвалят за успехи, не боится проявлять инициативу и подходить к решению задач творчески, у него нет панического страха совершить ошибку. Поощрять и хвалить надо. Но как хвалить ребенка правильно? Давайте рассмотрим основные правила поощрения.

Своевременность. Поощрение должно быть своевременным, то есть следовать сразу после завершения поощряемого действия. По прошествии времени эффективность существенно теряется или вообще исчезает. Опасна и преждевременная похвала. Если ребенка хвалят до завершения им действия, то у него не развивается стремление к достижению конечного результата.

Направленность. Ребенку важно знать точно - за что именно его хвалят. Желательно поощрять действия простые и ясные, не имеющие составных частей и двусмысленных толкований. Если же нужно сформировать сложную реакцию, ее разбивают на части, и каждую часть отрабатывают отдельно. Возьмем для примера обучение поведению за столом. Сначала стоит добиться самого элементарного - не ковырять в носу и в зубах, и не издавать непристойных звуков. Когда эти навыки закреплены, можно переходить к тонкостям - не есть прямо из общей тарелки, не ставить локти на стол, и т. д. Обучение по такой схеме является наиболее эффективным. При выполнении сложной задачи редко обходится без неудач. Но очень важно сосредоточить внимание на том, что удалось хорошо, и обязательно это отметить. Таким образом закрепляется достигнутое и формируется общий позитивный настрой.

Адекватность. Поощрение должно быть адекватным совершенному действию. Не будет правильно угощать ребенка сладостями за убранную постель, подобные действия надо переводить в разряд повседневных и не требующих особого отношения. С другой стороны, "наградить" шоколадкой за табель, полный отличных оценок, тоже не уместно. В выборе степени поощрения надо полагаться на интуицию и здравый смысл. Также следует иметь в виду, что в разном возрасте ребенком ценится разное. Если старший школьник обрадуется деньгам и новому компьютеру, то для младшего гораздо важнее внимание, ласка и вкусное угощение.

Соблюдая эти три несложных правила, можно сделать поощрение эффективным средством воспитания ребенка.


Автор: Валентин Рыков

21.12.10