Буддизм в Японии – психология мировоззрения 2


2. С XII века на японских островах получило распространение учение школы дзэн, которое пришло из Китая.

Дзен - буддизм - школа Махаяны, зародившаяся в Китае. Основателем школы традиционно считается первый патриарх дзен - Бодхидхарма (Дарума).

В Японии дзен буддизм получил название Риндзай-сю. Родоначальником направления Риндзай-сю был буддийский монах Эйсай (1149-1215гг.), автор «Трактата о распространении дзэн для защиты страны», основатель дзенской чайной церемонии, который после путешествия в Китай в 1187 году начал проповедь дзен в Японии.

В гражданской войне XII века между рыцарями клана Тайра и клана Минамото, закончившаяся поголовным истреблением воинов дома Тайра, вызревали предпосылки, необходимые для установления сёгуната - правления самурайского сословия с верховным военачальником (сёгуном) во главе.

Разгромив клан Тайра, и оставив лишь для проформы императорский двор в Киото, Минамото Ёритомо (1147-1199 гг.) перенёс свою резиденцию в рыбацкое селение Камакура, (Камакура находится в 300 км. на северо-восток от Киото, столицы императора) ставшая подлинной столицей страны. Это лучше любых слов объясняет суть свершившегося: старый мир императорского двора и новый центр власти самураев должны быть навсегда отделены друг от друга.

Камакурское государство с его институтами - сёгунатом, бакуфу и военным управлением в провинциях - открыло новую главу в истории Японии. Хотя официально верховная власть в государстве принадлежала императору, никогда уже людям светским, то есть придворной знати, не придется править судьбами страны - пришел черед военной аристократии, самураев.

С установлением сёгуната в Японии Риндзай-сю очень скоро завоевал прочные позиции, прежде всего в среде самурайства и в императорском окружении, фактически превратившись в официальную государственную религию. Была создана система буддийских монастырей годзан (буквально «пяти гор»), которая находилась под непосредственным правительственным контролем.

3. Период сёгуната Токугава XVII- вторая половина XIX в.

Хотя правительство Токугавского сёгуната (1603-1868) отдавало предпочтение морально-этическим учению неоконфуцианства, отношение к буддизму в целом было довольно благосклонным, и он использовался в качестве удобного орудия по искоренению получившего в Японии распространение христианства, а также помогал властям осуществлять негласный надзор за населением. Каждая семья была приписана к конкретному храму (независимо от личных симпатий к определённой школе), в котором должна была регистрироваться. Одновременно в недрах буддийских школ шли активные процессы осмысления философских концепций и их последующая трансформация с учётом новых условий.

После свержения сёгуната 1868г. государственной идеологией был объявлен синтоизм, что свидетельствовало о росте в стране националистических настроений. Многие буддийские храмы были закрыты, однако это не свидетельствовало об окончательной утрате буддизмом своих позиций.

В настоящее время подавляющее большинство населения Японии официально считается последователями буддизма, хотя отношение японцев к религии проявляется преимущественно на внешнем уровне, прежде всего как к части традиции. В этот период государство упорядочило систему культов, определило статус школ, который в основном сохраняется до настоящего времени.

Первая половина XVIIв. - середина XIX века с утверждением режима Токугава официальной идеологией становится неоконфуцианство, и буддизм теряет роль господствующей идеологии, как следствие - изменяется его функциональное значение его подсистем: наибольшее значение приобретает религиозная и культурная (а в рамках последней - эстетическая).


Автор: Сергей Колесников

10.05.10