История развития астрологии в древнем Вавилоне 2


Шумерский и аккадский период (ок. 3200-ок. 2000 гг. до н.э.). Строго говоря не существует астрологических или астрономических текстов, датируемых шумерским периодом. На сегодняшний день известно небольшое количество текстов, в которых упоминаются некоторые звезды и планеты. Кроме того, несколько главных богов шумерского пантеона связывались с небесами или небесными объектами. Это Ан, бог неба, Наннар, бог Луны, Уту, бог Солнца, и Инанна, богиня планеты Венера.

Примерно около 3000 года до н.э. шумерийцы знали уже письмо и умели читать. Нацарапанные на камне, выдавленные в глине первоначальные пиктограммы постепенно заменялись сложными геометрическими знаками. Писцы заостренной тростниковой палочкой чертили по мягкой глине; получавшиеся при этом знаки, похожие на клин, означали или целое слово, или слог.

У шумерийцев были школы, которые далеко опередили - как и во многом другом - школы греков, римлян, позднейшую Европу. Эти школы назывались домами табличек (э-дубба), потому посещавшие их ученики писали на глиняных табличках, читали и учились по ним. Будущих писцов - детей дома табличек - учителя воспитывали очень строго. Подтверждение этой мысли служит одна из табличек, написанная по - шумерски:

В доме табличек надсмотрщик сделал мне замечание: «Почему ты опоздал ?» Я испугался, сердце мое бешено заколотилось. Подойдя к учителю я поклонился до земли. Отец дома табличек выспросил мою табличку, он был ею не доволен и ударил меня. Потом я усердствовал с уроком, мучился с уроком. Отец дома табличек положил передо мной исписанную табличку; классный надсмотрщик приказал нам: «Перепишите!». Я взял свою табличку в руки, писал на ней, но было на табличке и то, чего я не понимал, чего не смог прочесть. Тогда надзиратель сделал мне замечание: «Почему ты разговаривал без разрешения?» - и ударил меня. Смотритель сказал: «Почему ты кланялся без разрешения?» - и ударил меня...

Так учили в шумерской школе тех и те, которые проложили дорогу потомкам, те которые стояли у истоков человеческой цивилизации.

Из некоторых текстов можно заключить, что в шумерский период создавались и воспевались гимны небесным богам. Приведенные выше факты свидетельствуют о наличии в шумерский период культа звезд (астролатрии от греч. asron «звезда» и latreia «культ, служение» - астральной религии, обожествляющей Солнце Луну и другие небесные светила. В этот период рождается концепция астрального фатализма-веры в то, что судьба человека жестко определена влиянием светил, «и все зависит от звезд». Астральный фатализм зародился в Древнем Вавилоне, когда открытие периодичности в видимом движении планет навело на мысль о «великом годе», по истечении которого все в мире должно повториться до мельчайших деталей. Подобного рода идеи мы встречаем в зерванизме, у пифагорейцев и многих средневековых астрологов.

Астральная религия - неотъемлемый этап развития практически любой цивилизации, но не везде на базе астральной религии зарождалась астрология. Помимо веры во влияние светил на земные дела для появления астрологии необходим еще и довольно высокий уровень наблюдательной астрономии, поэтому астрология встречается только у народов, создавших высокую цивилизацию. Обратное не всегда верно. Так, например, в Древнем Египте, несмотря на достаточно высокий уровень наблюдательной астрономии, не было создано сколько-нибудь развитого астрологического учения.

Старовавилонский период (ок. 2000-1530 гг. до н.э.) К этому периоду относится текст из города Мару в верховьях Евфрата, который можно считать астрологическим. В этом тексте жрец Аскудум сообщает своему царю Зимрилиму, что он наблюдал затмение Луны, которое было неблагоприятным для царя и для его народа. В этом тексте не обнаруживается каких-либо знаний о солнечных и лунных циклах, затмения наблюдались, но еще не предсказывались. Южнее, в городе Вавилоне, найдена другая интересная табличка. Вот выдержки из нее:

Развитие астрологии в этот период начинает оказывает воздействие и на экономическо-хозяйственную деятельность страны. Иллюстрацией такого воздействия может служить письмо царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), адресованное наместнику Синидиннаму, правителю Ларсы. Вот его текст:«Так говорит Хаммурапи. Так как год имеет недостачу, то пусть месяц, который теперь начинается, называется вторым Элулом. И вместо податей, поступающих в Вавилон на 25-й день месяца Тишри, пусть поступает подать на 25 день второго Элула». Все непонятно в этом письме. Что недостача в году? Как можно вставить дополнительный месяц между шестым месяцем вавилонского календаря Элулом и седьмым месяцем Тишри? Откуда взялся «второй» Элул?

Чтобы разобраться в этом письме, надо хорошо знать вавилонский календарь, использовавший астрологические понятия. Оказывается, что в Вавилонии началом месяца считался день новолуния, и так как месяц продолжался от новолуния до новолуния, то в нем было только 28-29 дней. Однако в году было 365 дней.

Ежегодно между солнечным годом и двенадцатью лунными месяцами получалась небольшая разница, нехватало нескольких дней в году, «год имел недостачу», как говорил Хаммурапи. В течении нескольких лет «недостача» уже равнялась целому месяцу, и тогда устанавливался високосный год, и в календарь вставляли добавочный месяц, который помещали либо в конце года, либо в середине, т. е. После месяца Элула, как указано в нашем письме. Дополнительный месяц не имел собственного названия и назывался по предыдущему месяцу. Вот почему в письме Хаммурапи появилось название «второй Элул». Хаммурапи очень беспокоился о том, как бы Синидиннам не позабыл, что во второй Элул - месяц (хоть он и дополнительный) тоже должна быть своевременно внесена подать в царскую казну.




Автор: Сергей Колесников