Аутоагрессия и саморазрушение 1

Самым главным, базовым и общим для всего живого на Земле является инстинкт самосохранения. С повышением эволюционного уровня существа увеличивается его способность к выживанию, достигая максимума на уровне человека. Именно человек и никто иной из всех населяющих нашу планету живет и на жарком экваторе, и в льдах Антарктики, в горах и пустынях. Но по иронии судьбы на ступени развития под названием «человек» природа позволяет существу добровольно и самостоятельно лишать себя жизни.

Проблема суицида в последнее время приобретает особую актуальность, количество самоубийств в мире неуклонно растет. Наибольшее распространение самоубийства имеют в развитых странах, и это тревожная тенденция. Может быть развитые страны не так уж и развиты, и само развитие идет не туда? Тенденция прослеживается четко – даже в отдельно взятой стране число попыток лишить себя жизни в городе существенно выше, чем в сельской местности. Чем обусловлено суицидальное поведение, в чем его причины? Рассмотрим три уровня явления: биологический, психологический и социальный.

Биологические причины аутоагрессии

На биологическом уровне суицид тесно связан с психическими и соматическими заболеваниями. Находясь в состоянии острого душевного или физического страдания, человек идет на эту крайнюю меру, не в силах терпеть более, либо не вполне отдавая себе отчет в происходящем. В случае не слишком сильного психического отклонения или телесной болезни самоубийца предпочитает сделать задуманное в два этапа: сначала изменить восприятие при помощи психотропного средства (чаще всего алкоголя), а затем уже перейти к основной части плана.

Одним из первых стал искать биологические основы девиантного поведения итальянский психиатр Чезаре Ломброзо. В своих исследованиях он пытался увязать воедино генетические особенности, психические отклонения и склонность к антисоциальным поступкам. Хотя его теория «прирожденного преступника» не получила подтверждения в той форме, в которой он ее подавал, тем не менее им было заложено антропологическое направление в криминологии. Мыли, высказанные Ломброзо в середине XIX в., стали отправной точкой для многочисленных исследований более позднего времени.

В XX в. стали развиваться модные сейчас и проблемные с этической точки зрения теории вырождения. В них декларируется наследственный характер многих, в том числе и психических, заболеваний, и их связь с преступным (девиантным) и суицидальным поведением. Накапливаясь в больном потомстве больных людей, поврежденные фрагменты генов обязательно дадут о себе знать физической, психической или социальной патологией.

Много внимания проблеме уделял выдающийся швейцарский психиатр Э. Блейлер. Именно его рекомендации легли в основу принятого в Германии в 1933 г. закона о принудительной стерилизации больных с врожденным слабоумием, шизофренией и некоторыми наследственными заболеваниями. С тех пор в той или иной форме борьба за генетическую чистоту находила свое отражение в иммиграционной политике Австралии, законах США и других менее известных предприятиях.

Велись и многочисленные научные и околонаучные исследования. На мой взгляд наиболее полно и в доступной форме проблема вырождения описана в книгах Г. Климова. Его «Протоколы советских мудрецов» наделали много шума в заинтересованных кругах и вызвали шквал критики, в основном этического характера. Не могу принять некоторые экстремистские позиции этого автора. Но мой многолетний опыт наблюдения за психически больными людьми свидетельствует о неоспоримой правоте его основных тезисов.




Автор: Валентин Рыков