Оперативные службы Японии сёгуната Токугава 2


Аппаратом мэцукэ была разработана подробная инструкция по организации контрольно-пропускного режима при пересечении таможенных застав. Эти заставы были необходимы для контроля за политическими процессами, происходящими в Японском обществе, пресечении контрабанды огнестрельного оружия, задержании лиц находящихся в розыске за совершенные преступления. Заставы начинали функционировать в шесть часов утра, а закрывались в шесть вечера. Все проходящие через заставу должны были снять свои головные уборы. Двери паланкинов должны быть открыты. Паспорт путешествующей женщины, инструкция мацукэ требовала тщательно проверить, если она путешествует в паланкине, то следует препроводить ее в помещение заставы для обследования. Для раненых, мертвых, а также «для лиц страдающих безумием, заключенных, отрубленных голов (мужских и женских) и трупов (мужских и женских)» требовались паспорта. Например, для путешествия между Киото и Эдо паспорта выдавались органами мацукэ, и они были необходимы для мужчин и женщин из самурайских семей. Непосредственным вассалам сёгуна паспорта не требовались. Простым людям получить разрешение было очень легко: необходима была записка от владельца дома, деревенского старосты или одного из родственников. Бродячим актерам, чтобы пройти через заставу, было достаточно продемонстрировать стражникам свое мастерство.

Особенностью правового статуса сотрудников мэцукэ, находившихся на легальном положении было то, что они соединяли в себе функции не только полицейского чиновника, но и прокурорские функции. Их указания были обязательными для выполнения всеми как должностными, так и частными лицами в феодальной Японии.

Разведывательная летопись японских спецслужб берет свое начало в VIII веке. Летопись «Секу Нихонги» («Продолжение анналов Японии») утверждает, что «Сунь-цзы» - первый в мире трактат, в котором была разработана теория военного и политического шпионажа был привезен в Японию японцем по имени Киби-но Макиби, который дважды плавал в качестве посла в Китай. Первый раз - в 716-735 гг., второй - в 752-754 гг. Во время пребывания в Срединном царстве Макиби усиленно изучал китайскую классику. Вернувшись на родину, он привез с собой большую коллекцию книг, и среди них знаменитые трактаты по военному искусству: «Сунь-цзы», «У-цзы», «Лютао», «Саньлюэ» и другие. В соответствии с «Нихон гэндзайсё мокуроку» (891г.) - «Каталога книг, имеющихся в настоящее время в Японии» всего имеется шесть различных списков «Сунь-цзы».

Сам, первый сёгун третьего сёгуната Японии Иэясу Токугава (1542-1616) последние годы жизни посвятил собиранию древних рукописей и поощрял их изучение. В своем имении в Сидзуока он создал одну из самых богатых библиотек, когда-либо существовавших в Японии. По его завещанию японскую часть этой библиотеки унаследовал его восьмой сын, феодальный князь провинции Овари, а китайскую – его девятый сын принц Кисю.

Официальные межгосударственные отношения между Японией и Китаем возникли еще в 607 году, когда принц Сётоку-Тайси (гг. жизни 574-622) направил посланника к китайскому двору, чем открыл эру официальных сношений с Китаем, а уже в 608 году им в Китай была послана группа молодых людей для получения там фундаментального образования. Полученные знания строго охранялись государством, и неслучайно в административно-уголовный закон «Сикисэйриуцу» 702-718гг. была помещена ст.20 «запрещенная литература», в которой говорилось, что: «Нельзя в частных домах хранить…китайские военные сочинения (хёдзё) – за нарушение запрета один каторги». Таким образом, достигался режим доступа, и соответствующий режим секретности к информации, которая поступала из Китая.

Киби-но Макиби был не только коллекционером литературных произведений, но и прекрасно усвоил их наставления. Согласно «Секу Нихонги», он даже применял на практике советы «Сунь-цзы» в войнах с врагами японских императоров и в обучении воинов.

Истоки формирования агентурных подразделений в Китае, согласно легенде, восходят к легендарным прародителям китайского народа Фу И и Желтому императору Хуан-ди (по традиционной версии правил в 2696-2597 гг. до н.э.). Считается, что шпионаж в Китае достиг значительного развития уже во времена правления императора династии Ся (XX-XIX вв. до н.э.) Сюань Юань-ди. И, как указывает Сунь-цзы в своем трактате, даже воцарения династий Инь и следующей за ней династии Чжоу (1144г. до н.э.) не обошлось без участия шпионов.

Автор тракта «Сунь-цзы» китайский ученый по имени Сунь У в главе «Использование шпионов» детально разработал и обосновал необходимость использования сети источников разведывательной информации.

В трактате «Сунь-цзы» выделяется пять категорий шпионов:

1. Шпионы местные (яп. инкан) – информаторы, вербуются из числа местных жителей страны (местности) противника.

2. Шпионы внутренние (яп. найкан) - вербуются из чиновников, занимающие ответственные должности в государственном аппарате противника.

3. Шпионы обратные (яп. ханкан) – перевербованные шпионы противника.

4. Шпионы смерти (яп.сикан) – шпионы, которые передают противнику дезинформацию.

5. Шпионы жизни (яп. сёкан) – это профессиональные разведчики, добывающие наиболее ценную информацию.

Считается, что изложенная выше классификация является самой древней в мире из всех известных классификаций источников разведывательной информации. Организация агентурной работы, по мнению Сунь У должна базироваться на следующих принципах:

1. «Знание наперед нельзя получить от богов и демонов, нельзя получить путем умозаключений по сходству, нельзя получить путем всяких вычислений. Знание положения противника можно получить только от людей».

2. «Всеми пятью категориями шпионов обязательно ведает сам государь».

3. Приоритет разведывательной активности делается на контрразведывательных усилиях, на перевербовки агентуры противника. «Если ты узнал, что у тебя появился шпион противника и следит за тобой, обязательно воздействуй на него выгодой; введи его к себе и помести его у себя. Ибо ты сможешь приобрести обратного шпиона и пользоваться им. Через него ты будешь знать все. И поэтому сможешь приобрести и местных шпионов и внутренних шпионов и пользоваться ими. Через него ты будешь знать все. И поэтому сможешь, придумав какой-нибудь обман, поручить своему шпиону смерти ввести противника в заблуждение. Через него ты будешь знать все. И поэтому сможешь заставить своего шпиона жизни действовать согласно твоим предположениям».

4. Важное значение придается личным качествам разведывательного контингента. «В шпионы жизни надлежит выбирать людей, внутренне просвещенных и умных, но по внешности глупых; по наружности - низменных, сердцем же - отважных; надлежит выбирать людей, умеющих хорошо ходить, здоровых, выносливых, храбрых, сведущих в простых искусствах, умеющих переносить голод и холод, оскорбления и позор». Их следует засылать под видом шаманов, монахов, горожан, врачей, гейш.

5. К руководителю, занятому в организации деятельности разведывательных подразделений Сунь У предъявляет очень высокие требования. В первую очередь он требует от него наличия пяти качеств: ума, беспристрастности, гуманности, мужества, строгости.

6. Соблюдение режима секретности – неотъемлемая часть ведения агентурной и контрразведывательной работы. «Действуй согласно своим расчетам и планам и делай так, чтобы никто не мог проникнуть в них».

7. Особое внимание уделяется необходимости материального и морального поощрения работников спецподразделений. «Жалеть титулы, награды, деньги [для агентов] и не знать положения противника - это верх негуманности».

8. В конце главы Сунь У делает два важных практических вывода: первый – он называет отказ от организации шпионажа или недостаточное внимание к разведывательной работе «верхом негуманности» и второй вывод: «Все пять разрядов шпионов работают. Они – сокровище для государя».




Автор: Сергей Колесников