"... четыре ... ваше внимание спускается на еще одну ступеньку назад и внутрь вашего личного времени ... позвольте себе уйти так далеко в свое прошлое, насколько это сейчас необходимо для вас ... где вы находитесь?" Это отрывок из регрессии, проведенной мною по поводу совершенно необычного состояния, в котором долгое время находился один мой клиент, пока не обратился ко мне за разгадкой. Он боялся всегда, сколько себя помнил. В самые счастливые периоды жизни страх превращался в невнятную тревогу и тлел, не причиняя больших страданий. В периоды обострения он был настолько велик, что выйти из дома не представлялось возможным. Но с некоторых пор к страху добавилась какая-то непонятная рассеянность, невозможность сосредоточиться, ощущение разрозненности личности. Стало еще труднее с чем-то не соглашаться, отстаивать свою точку зрения. Вообще, любое противодействие, которое и раньше-то давалось с большим трудом, стало вызывать приступы невнятной тревоги или даже острого страха. И наоборот - послушание и согласие странным образом облегчали состояние. Создавалось впечатление медленного умирания личности, растворения ее в чужой воле.
Разгадку решено было искать в прошлом с использованием метода регрессии. Как и следовало ожидать, "убийца личности" был найден и изобличен. Учительница младших классов не захотела усложнять себе жизнь тонкими педагогическими изысками и любовью к воспитанникам. Вместо этого она истошно орала на детей в случае малейшего непослушания или провинности. Надо сказать, ее затея удалась. Со временем у первоклашек полностью исчезло желание что-то придумывать, говорить, делать самостоятельно, да и вообще что-то делать, кроме выполнения требований учительницы. А еще в них поселился устойчивый страх малейшей ошибки или провинности, потому что расправа была неизменной и жестокой.
Но если одни дети переносили неприятности стоически, то других такая постановка "учебного процесса" привела к серьезным травмам. В регрессии того юноши, который ко мне обратился, всплыла одна подробность. Однажды в школе у него разболелся живот, и он рассказал об этом учительнице. Учительница была абсолютно уверена в симуляции, поэтому как всегда начала орать и даже выставила мальчика на всеобщее обозрение, в надежде, что ему станет стыдно, и он прекратит притворство. Однако он не прекращал. Живот болел сильнее, и боль смешивалась с криком и угрозами... Сейчас уже трудно сказать, это был страх от боли или боль от страха. Но так или иначе, где-то глубоко в подсознании засела цепочка: ослушание - боль в животе - крик - страх.
С тех пор мальчик стал бояться, что у него разболится в школе живот, и он опять подвергнется наказанию на фоне боли. И, как бы подтверждая его опасения, живот время от времени начинал чувствоваться - потихоньку ныть, тянуть, отзываться спазмами на внимание к себе. Окружающий мир стал понемногу сужаться до небольшой области внутри брюшины, состояние которой занимало мальчика гораздо больше, чем учеба и взаимоотношения со сверстниками. Затем стали появляться другие страхи - сказать или сделать что-то "не то", вспотеть, покраснеть... Уже не было учительницы младших классов, на смену которой пришли более вменяемые педагоги, но внутри прочно засел страх.
В результате такого - иначе не скажешь - убийства личности сформировался совершеннолетний парень, не имеющий никаких личных убеждений и не умеющий отстоять даже свои самые элементарные права. Что с этим делать? Формировать личность практически с нуля. Только полноценно это уже вряд ли удастся сделать - сенситивные периоды упущены. Конечно, психотерапия в какой-то степени поможет решению проблемы, но опоздание в личностном развитии неизбежно будет давать о себе знать всегда.
Случай, о котором я рассказал, пожалуй, самый трагический и яркий. Но он далеко не единственный. С небольшими вариациями личности моих будущих клиентов убивали нянечки ясель, воспитательницы детских садиков, учительницы начальной школы. Поэтому хочу всех родителей призвать быть крайне осмотрительными в выборе людей, которые будут влиять на психику их детей в нежном возрасте. Не стоит шутить со здоровьем собственного ребенка, пуская дела на самотек. Надо тщательно контролировать действия всех взрослых, формирующих будущую личность.