Сексуальная революция у восточных славян

В перечне наиболее острых и глобальных проблем человечества, обозначаемых политологами, экономистами, психологами, правоведами и специалистами других специальностей, «сексуальная революция» пока не значится. В общественном сознании термин «сексуальная революция» ассоциируется с поколением середины 1960-х годов, когда многие молодые люди, а за ними и немолодые, порывают со старыми представлениями о сексе, нормами этики, морали и семейной жизни. «Секс, наркотики, джинсы и рок-н-ролл» - становится идеологией целого поколения, которое противопоставляет свои новые моральные «ценности» устоям старого мира. Это привело к формированию нового сознания. Отныне секс перестал быть запретной темой. Ни католическая церковь, ни консервативная идеология и семейные традиции Старого и Нового Света не смогли ничего противопоставить новому социальному явлению. Термин «сексуальная революция» был введён австрийским психологом, одним из основоположников европейской школы психоанализа, автором ряда работ, объединенных впоследствии под общим названием «Сексуальная революция» (1945), - Вильгельмом Райхом.

Для начала стоит разобраться с самим термином «сексуальная революция». «Краткий словарь по социологии» (Москва, 2001 г.) дает ей довольно странное определение: «Сексуальная революция - радикальная ломка традиционных норм, ограничений и запретов в сфере сексуальных отношений, связанная главным образом с молодежными бунтарскими движениями». С таким определением можно согласиться только частично, потому что революция - это кардинальные изменения, касающиеся не только ломки традиционных норм в сфере сексуальных отношений, а прежде всего коренные изменения, происходящие в самом обществе (изменения государственного и общественного строя, форм собственности, идеологии и морали). И связана она не только и не столько с молодежными бунтарскими движениями. Более корректным будет следующее определение сексуальной революции. Сексуальная революция - процесс и результат коренных изменений в сексуальной жизни общества, характеризующихся существенными преобразованиями сексуальных ценностей, ориентаций, норм сексуального поведения, которые являются следствием государственно – правового регулирования общественных отношений.

Некоторые исследователи данной темы считают, что первая сексуальная революция в истории европейской цивилизации произошла одновременно с социалистической революцией 1917 года в России. При этом они приводят следующие доводы: сексуальная революция в советской России наделила мужчин и женщин равными правами, нивелировала общественные моральные нормы о запрете секса вне брака, целомудрии, упростила порядок заключения и расторжения брака, юридически гарантировала защиту имущественных и алиментных прав лиц, состоящих в зарегистрированном браке и.т.д. Но если быть более объективным, то первая сексуальная революция у восточных славян началась в 988 году после крещения древнерусского государства киевским князем Владимиром.

О сексуальных нравах и традициях, организации брачно – семейных отношений восточных славян красноречиво повествуют летописи, византийские историки, арабские путешественники. Каждое объединение восточнославянских племён имело свои обычаи, законы, традиции. Летопись сообщает: «Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идёт зять за невестой, но приводят её накануне, а на следующий день приносят за неё - что дают». А древляне «живут зверинским образом», убивают друг друга, едят «всё нечистое» и браков у них нет, но «умыкают девиц у воды». Радимичи, вятичи и северяне, как сообщает «Повесть временных лет», имели общий обычай: жили в лесу, подобно зверям, ели «всё нечистое» и срамословили при отцах и снохах. У них также не бывало браков, а устраивались игрища между сёлами с плясками и песнями; и здесь «умыкали» себе жён по сговору с ними; имели по две и по три жены. Если кто-нибудь из них умирал, то устраивали «тризну» (торжественное прощание с покойником в виде военного состязания, игры или битвы), а затем делали большую колоду из дров и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали. А после, собрав кости, вкладывали их в небольшой глиняный сосуд и ставили на столбах при дорогах.

В Древней языческой Руси было распространенным такое явление как многоженство. Мужчина мог иметь от двух, а иногда и до четырех жен, но в этом тоже не было никаких ограничений. Жены не были подчиненными мужу. Кроме того, «нелюбимые» жены могли изменять мужьям, без каких-либо наказаний и всенародных осуждений. Если находился «другой», который предлагал «руку и сердце» и обещал сделать «главной» женой, древнеславянские женщины могли официально «поменять» супруга. У вятичей, радимичей и северян полигамия была обычным явлением. О гаремах славянских князей рассказывает арабский путешественник Ибрагим Ибн-Якуб, отмечающий, что они держат взаперти по 20 и более жен. До крещения у князя Владимира было пять жен и 800 наложниц. Другой арабский путешественник Ибн-Фадлан рассказывает о русском князе, имевшем 40 жен. Эта полигамия, разумеется, не являлась чем-то специфически славянским и была известна у всех соседей славян.

У Маврикия Стратега, византийского историка VI века, удивление вызвал излюбленный славянами способ совокупления - в воде: на озерной или речной отмели, а то и наплаву среди широкой реки. Изумился Маврикий и тому, что славянская молодежь еще до замужества и женитьбы развлекалась групповым сексом во время праздников - о девственности никто не думал.

Еще один не совсем понятный обычай возник на Руси в конце VIII века. Лишение невест девственности поручали волхвам. Происходило это, как правило, в «девичьей бане» за день до замужества. Правда, свобода нравов в те времена была такой, что большинство девушек теряли невинность задолго до свадьбы без всяких волхвов. Эта традиция продержалась до конца Х века. Лишь в 967 году князь Святослав провозгласил, что отныне лишение девственности - прямая обязанность и достоинство мужа. Правильней всего относиться к такого рода свидетельствам с большой осторожностью, так как они в основном исходят от иностранцев, которые отнюдь не всегда были доброжелательны к славянам.

Став государственной религией древнерусского государства, христианство получило монопольное юридическое право на регулирование всего комплекса брачно – семейных отношений, норм этики и морали (в т.ч. и сексуальных), которые складывались и развивались на основе местных культурных традиций у восточных славян. С конца X века брачно - семейные отношения у восточных славян стали регулироваться церковными нормами права и нормами христианской морали. С принятием православной модели христианства на Русь пришло и византийское право, традиции, догматы православной этики и морали, в основе которых были достижения римской цивилизации («Эклога» VIIст.), «Прохирон» IXст.), Номоканон и др. Также были созданы собственные источники права, которые регулировали отношения в браке и семье, постулировали нормы сексуальной морали между полами. К ним относятся церковные Уставы князя Владимира и князя Ярослава, Кормчая книга.

Какое же наследие досталось революционерам в сутанах? Об этом красноречиво свидетельствуют нормативно – правовые акты того времени, в частности Пространная редакция Устава князя Ярослава Владимировича «О церковных судах» //Российское законодательство X-XX веков. Т. 1. М., 1984. С.189-193. В ниже приведенных статьях наглядно показано, с какими языческими сексуальными традициями пришлось бороться государству и православной церкви как его структурному подразделению.

Ст.5 Устава: «Аще же девка блядеть или дитяти добудеть у отца, у матери или вдовою, обличивше, пояти ю в дом церковный». Внебрачные половые связи незамужней женщины, за которые она должна быть помещена в дом церковный.

Ст. 6 «Тако же и женка без своего мужа или при мужи дитяти добудеть, да погубить, или в свиньи ввержетъ, или утопить, обличивши, пояти (и) в дом церковный, а чим ю паки род окупить». Внебрачные половые связи женщины (жены), которые закончились рождением ребенка с последующим его убийством.

Ст.8 «Аже муж от жены блядеть, митрополиту нет кун, князь казнити». Прелюбодеяние мужа. Митрополиту отказано в праве получения штрафа. Такой штраф установлен только в пользу княжеской власти.

Ст.9. «Аже муж оженится иною женою, а с старою не роспустится, митрополиту вина, молодую поняти в дом церковны(и), а с старою житии». Статья устанавливает принцип моногамности в брачных отношениях. Описывается ситуация, когда мужчиной заключен второй брак без расторжения первого. Такой брак является недействительным.

Ст.10 «Аже поидеть жена от своего мужа за иныи муж или иметь блясти от мужа, ту жену поняти в дом церковный, а новоженя в продажи митрополиту». Церковь не признавала за жениной права на одностороннее расторжение брака. В случае, если женщиной был заключен брак без расторжения первого, объявлялся недействительным не только второй брак, но и первый, жена предавалась под опеку церкви, а оба мужа имели заключать новые браки.

Ст.1З «Аще кум с кумою блуд створить, митрополиту 12 гривен, а опитемии указание от бога». Статья устанавливает ответственность за половую связь между крестным и крестной одного ребенка.

Ст.15 «Аще кто с сестрою блуд створить, митрополиту 40 гривен, а во опитемии указано по закону». Статья предусматривает ответственность за инцест- кровосмешение, половую связь между близкими кровными родственниками (родителями и детьми, братьями и сёстрами).

С.16 «Аще ближний род поимется, митрополиту 40 гривен, а их разлучити, а опитемию приимуть». Статья устанавливала ответственность за кровосмешение. Родство между желающими вступить в брак исчислялась коленами - количеством родственников в генеалогической линии от жениха вверх к общему предку и дальше вниз к невесте. До конца X ст. разрешался брак только между 7 и 8 коленами, т.е. между четвероюродными братом и сестрой. Более близкие родственники не имели права вступать в брачные отношения. Кроме того, запрещалось вступать в брак детям одних родителей и племянникам с теткой или дядей.

Ст.17 «Аще кто иметь две жены водити, митрополиту 20 гривен, а которая подлегла, тую пояти в дом церковный, а первую жену держати по закону. Иметь ли лихо ею держати, казнью казнити». Статья предусматривает ответственность за бигамию - двоеженство. Второй брак признается не законным.

Ст.21 «Аще ли кто с животиною блуд створить, митрополиту 12 гривен, а во опитемии и в казни». Статья предусматривала ответственность за зоофилию - половое влечение к животным и получение удовлетворения от сексуального контакта с ними.

Ст.22 «Аще свекор с снохою блудить, митрополиту 40 гривен, а опитемию приимутъ по закону». Статья устанавливает ответственность за половые отношения свекра (отца мужа) со снохой (женой сына). В условиях существования неразделенных крестьянских семей в период раннего феодализма широкое распространение получило снохачество – обычное право свекра – главы семьи на сожительство со снохами. Снохачество так же имело место, когда отец, преждевременно женив малолетнего сына, вступает затем в супружеские отношения со снохой. Такая традиция берет свое начало с древнейших времен.

Ст.23 «Аще кто з двема сестрама в блуд владеть, митрополиту 12 гривен». Статья устанавливает ответственность мужчины за внебрачные половые отношения.

Ст.24 «Аще кто с падчерицею блудить, митрополиту 12 гривен». Статья устанавливает ответственность за половые отношения отчима с падчерицей.

Ст.26 «Аще кто с мачехою в блуд впадеть, митрополиту 12 гривен». Статья устанавливает ответственность за половые отношения мачехи с пасынком.

Ст.27 «Аще два брата с единою женою, митрополиту 30 гривен, а женку поняти в дом церковный». Статья предусматривает ответственность за полиандрию - сожительство двух братьев с одной женой.

Ст.28 «Аще отец с дочерию впадеть в блуд, митрополиту 40 гривен, а опитемию приимуть по закону». Статья предусматривает ответственность за инцест- кровосмешение, половую связь между близкими кровными родственниками (родителями и детьми, братьями и сёстрами). Инцестом считается секс между членами одной семьи. Половые сношения между родственниками, не связанными прямым родством, называются инцухт.

Ст.29 «Аще девка не въсхощеть замуж, то отец и мати силою дадять. А что девка учинить над собою, то отец и мати митрополиту в вине». В статье идет речь о принудительном браке, за который родители отвечают только в том случае, если принуждённые сделают что-либо над собой.

Ст.51 «Аще кто с бесерменкою или с жидовкою блуд створить, а не лишиться — церкви отлучиться и христьян, а митрополиту 12 гривен». Статья запрещает сожительство с представительницами нехристианских вероисповеданий. Церковь рассматривала брак не только как плотский союз, но и как духовный, поэтому браки допускались лишь между христианами. Обращает на себя внимание отсутствие запрета по отношению к христианам неправославным - католикам. Видимо, до агрессии католиков на Русь в XIII веке отношение к ним было терпимым.

Подводя краткие итоги, следует сказать, что еще задолго до З. Фрейда адепты христианского учения сумели разобраться с двумя основными инстинктами человеческой природы - Эросом, влечением к жизни (и удовольствию как прекращению раздражения), и Танатосом, влечением к смерти. Они пришли к бескомпромиссному выводу о том, что беспрепятственное удовлетворение этих влечений несовместимо с цивилизованным существованием, поэтому общество (в лице государственной религии) должно и обязано подавлять их.


Автор: Сергей Колесников

06.01.12