Религиозная личность

С одной стороны, все люди в чем-то похожи друг на друга, с другой стороны, каждый человек уникален. Если точку отсчета брать где-то посередине между этими полюсами, то нашему взору откроется огромное количество различных групп, объединений по самым разным принципам и критериям. Схожи по многим качествам представители одного народа, одного вероисповедания, и даже одной профессии. Сейчас мы поговорим о религиозной личности, особенностях психологии верующих. Попробуем разобраться, какие качества присущи любой религиозной личности вне зависимости от принадлежности к конкретной религии, и что именно позволяет выделить всех верующих в единую группу, уникальную социальную единицу. Это знание поможет людям, далеким от веры, находить контакт с верующими, понимать их, и уметь говорить с ними на понятном им языке. Речь пойдет, главным образом, о представителях авраамических религий, хотя описанные черты в разной степени присущи и последователям других вероучений.

Догматическое мышление как основа религиозной личности

Несомненно, центральным качеством, отличающим истинно религиозного человека от его атеистических и колеблющихся собратьев, является догматическое мышление. Оно предполагает наличие черты, за которой не задается вопрос «почему». И эта черта проходит через священные для конкретной религии тексты. Обладая догматическим мышлением, мы можем задавать любые вопросы, кроме одного: «почему из многих текстов именно этому приписывается божественное происхождение?»

Совершенно очевидно — нет ни единой возможности проверить, какие сущности вдохновили автора тех или иных строк. В это можно только верить. Категорический отказ от сомнений в правдивости и божественном происхождении канонических текстов и есть рубеж, отделяющий истинно верующих. Естественно, речь идет не только о текстах, но и о традиции в целом, сомнения в которой перечеркивают веру.

Страх как фактор формирования религиозной личности

Еще в древних йогических текстах отмечается, что страх смерти — прародитель всех страхов. Человеку крайне тяжело свыкнуться с мыслью, что наступит момент, когда его не станет. Но если некоторых эта мысль беспокоит не слишком сильно, то есть и те, у кого она вызывает серьезные проблемы. Им требуются особые построения, выводящие психику из-под травмирующего прессинга ожидания небытия. Именно такими конструкциями и являются религии. Оставив в стороне вопрос о том, что же в действительности нас ждет после смерти, отметим лишь, что религии дают возможность получить на него обнадеживающий ответ.

Страх всегда имеет «лицо», то есть всегда хорошо известно, что именно страшно. Состояние дискомфорта, вызываемое неизвестной угрозой, называется тревогой. А больше всего вызывает тревогу неопределенность. Невыносимая мучительность тревоги, порождаемой неопределенностью, подталкивает людей к хорошо упорядоченной и организованной жизни и философии верующего. И не важно, насколько заведенный порядок соответствует реалиям времени, главное — определенность, которая убирает тревогу.

Вера в понимании религиозной личности

Вера в понимании атеиста это совсем не то, что вера в понимании религиозной личности. Атеист может верить, что блюдо, поданное ему в ресторане, содержит именно указанные в меню ингредиенты. Или не верить. При этом он вспомнит отзывы друзей и репутацию заведения для того, чтобы сделать выбор. То есть вопрос веры для атеиста это вопрос доверия, и ничего более.

Для человека религиозного вера это прежде всего действие. Он убежден, что верой в постулаты своей религии он меняет мир вообще и свою жизнь в частности. Для него восприятие веры сродни восприятию собственных мышц атлетом: ее можно развивать и укреплять, и чем она сильнее, тем результативнее духовные усилия.

Структура общества в понимании религиозной личности

Религиозное мировоззрение авторитарно по самой своей природе. Ему чужды неоднозначность, либерализм и плюрализм. Верующий мужчина получает возможность совершенно легально (с точки зрения религии) реализовывать свои властные импульсы, авторитарно управляя подчиненными, а если таковых не имеется, то их реализация всегда возможна в семье. Правда, такой возможности лишены женщины, но у них в этом и меньше потребности. С другой стороны, в структуре общества, одобряемой религией, можно реализовать и свои наклонности к социальной пассивности. Приняв и признав лидера, верующий спокойно делегирует ему все обязанности управления, и возлагает на него всю ответственность за последствия.

Чувство избранности

Любые существа в природе конкурируют с себе подобными. Быть первым — желанная награда для любого, и человек не исключение. Поэтому так высоко ценятся похвалы, лесть и завистливые взгляды аутсайдеров. Ради первенства рискуют жизнью и идут на самые жестокие преступления. Дать человеку возможность быть первым значит снискать его бесконечную благодарность и преданность. Конечно же, никакая серьезная манипуляция и никакой серьезный торг не обойдется без того, чтобы уверить человека, что он лучше многих других.

Одной из самых притягательных черт любой религии является сладостное чувство избранности, которым обязательно проникается любой по-настоящему верующий. Без кровопролития и тяжелого труда, только одним лишь фактом принадлежности к религиозной общине можно достичь ощущения себя победителем. Отношение к непосвященным может варьировать от презрения в иудаизме до жалости в христианстве, но суть не в этом. Редко кто устоит перед соблазном почувствовать себя Избранным.


Автор: Александр Смирнов

15.08.11