Когнитивная психотерапия

В 60-х годах XX века появилось одно из самых эффективных направлений современной психотерапии - когнитивная психотерапия. Исторически сложилось так, что до этого времени под психотерапией понимался почти исключительно психоанализ, и альтернатив практически не было. Но за десятилетия применения анализа стали видны недостатки этого метода, главный из которых - продолжительность и дороговизна курса. Далеко не у каждого хватало терпения годами по нескольку раз в неделю посещать аналитика, терпеливо ожидая желаемых перемен. Кроме того, прохождение полного курса часто было не по карману даже представителям среднего класса. Назрела необходимость создания более быстрых и эффективных методов.

В чем суть когнитивной психотерапии?

В 1967 году, исследуя невротическую депрессию, Аарон Бек обратил внимание, что у всех больных присутствовало негативное видение настоящего, пессимизм по поводу будущего и низкая самооценка. В процессе дальнейших исследований ему удалось установить наличие у пациентов повторяющихся схем видения мира, себя в мире, и своего будущего, приводящих к возникновению проблем. Причем эти вредоносные и не соответствующие действительности схемы пациентами воспринимались как аксиомы и работали автоматичеки. Таким образом, вопрос сводился к тому, как помочь человеку освободиться из плена ошибочных представлений и основанных на них ошибочных действий, портящих ему жизнь.

Как работают когнитивные психотерапевты?

Важнейшим достоинством когнитивной психотерапии является ее полная открытость, понятность для клиента и отсутствие манипуляций, таких, например, как в НЛП. В когнитивном подходе приветствуется внесение полной ясности во все происходящее и замена иллюзий на видение реального положения вещей. Вам предложат подробнейше рассказать о себе и о тех трудностях, которые привели вас к психологу. В процессе общения вам будут задавать уточняющие вопросы, которые позволят прояснить особенности вашего видения сложившейся ситуации и себя в этой ситуации. Далее последует максимально возможное уточнение и прояснение вашей позиции по обсуждаемым темам. Если ваша позиция содержит ошибки, то, отвечая на тщательно подбираемые вопросы, вы сами эти ошибки заметите, что уже будет как минимум половиной решения проблемы.

Следующим важнейшим отличием когнитивной психотерапии является выработка альтернативных, более удачных алгоритмов восприятия и действия. Если психоаналитик или гештальтист могут счесть достаточным полное осознание, то когнитивист не посчитает работу завершенной до тех пор, пока не будут выработаны новые, более совершенные модели поведения. Лучше всего, если новый образ действия сформулирует и выработает для себя сам клиент, получая лишь минимальную помощь психолога. Но если с этим возникнут трудности, то когнитивист никогда не побоится взять на себя ответственность и посоветовать готовые решения.

Преимущества и недостатки когнитивной психотерапии.

К преимуществам можно отнести упомянутые выше открытость метода и выработку нового, более удобного образа мысли и действия. Достоинством является и нетравматичность когнитивной психотерапии - в ней не предполагается копание в старых травмах и неприятных воспоминаниях. Надо также отметить небольшую продолжительность курса, всего 10-30 сеансов против 200-500 в классическом психоанализе. В то же время когнитивную психотерапию часто критикуют за отсутствие глубины. Несомненно, когнитивная психотерапия не даст такого глубокого понимания причин происходящего, как психоанализ. Но, впрочем, чаще всего этого и не требуется для достижения результата. Следующей особенностью метода, которую можно отнести к недостаткам, является относительная сложность для психотерапевта. Совершенно бесполезно (и даже вредно) прямо указывать человеку на его ошибки, даже если есть возможность обосновать свою точку зрения. Вместо этого необходимо выстроить беседу таким образом, чтобы клиент сам, без малейшего нажима обнаружил нестыковки в своих позициях. Таким образом, процесс когнитивной психотерапии больше всего напоминает сложную шахматную партию, требующую большого напряжения умственных способностей.


Автор: Валентин Рыков

03.03.12