Аутизм

Аутизм это заболевание головного мозга, возникающее на ранних этапах развития нервной системы. Предполагают, что аутизм начинается спустя некоторое время после зачатия как совокупность процессов, нарушающих формирование большого количества (если не всех) функциональных систем мозга. До сих пор открытым остается вопрос - является ли аутизм отдельным заболеванием, или же он есть следствие нескольких патологических процессов, идущих независимо друг от друга, и в сумме вызывающих специфические расстройства. Именно с этим связана большая расплывчатость в диагностике аутизма и широта спектра состояний, которые могут определяться как относящиеся к аутизму. В специальной литературе они именуются расстройствами аутистического спектра. Это собственно аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта, и детское дезинтегративное расстройство.

Признаки аутизма

Главным отличием всех расстройств аутистического спектра от остальных расстройств психического развития является избирательно сильное поражение социальных функций. Аутисты не способны к полноценной социальной жизни, они испытывают огромные трудности даже в самых простых ситуациях общения, "не чувствуют" других людей. Уже с самого раннего детства у аутистов отмечается отсутствие потребности смотреть в глаза и на людей вообще, они не подстраиваются под действия взрослых и не стараются их предугадать, вяло реагируют на свое имя. В более позднем возрасте они испытывают существенные трудности при анализе социальной обстановки, с трудом справляются с решением задач на распознавание человеческих лиц и выражаемых ими эмоций.

Вторым важнейшим признаком аутизма является повторяющееся поведение. Больной может раскачиваться, производить однотипные ритмичные движения конечностями, бесконечно повторять какое-либо действие. Более сложной формой повторяющегося поведения можно считать навязчивые ритуалы - многократное повторение одной и той же последовательности действий, которая иногда бывает довольно сложной. Во всех этих действиях прослеживается некий порядок, хотя и лишенный практической целесообразности. Наличие такого своеобразного порядка и нежелание отступать от него - тоже важный признак аутизма.

Третьим признаком аутизма служит ограниченное поведение, при котором внимание узко сосредотачивается на каком-либо предмете, ялении или действии, игнорируя все остальное. Это свойство, будучи выраженным, позволяет больным с легкими формами аутизма очень глубоко разбираться в проблеме, на которой они сфокусированы. Также к признакам аутизма относят плохую обучаемость и неспособность сосредоточиться на том, что не входит в сферу непосредственного интереса, вспышки гнева, агрессию и аутоагрессию, расстройства сна. Наличие перечисленных признаков становится очевидным к возрасту от полутора до трех лет.

Причины аутизма

На сегодняшний день причины аутизма неизвестны, равно как неизвестны и конкретные изменения в нервной системе, вызывающие именно это заболевание. Однако можно с уверенностью сказать, что это врожденная патология, а не результат стресса или тяжелой психологической обстановки в семье. Так что предположения о том, что ребенок "ушел в себя" чтобы не слушпть скандалы родителей, следует считать ненаучными. В последнее время нарастает истерия по поводу вреда прививок. В частности некоторые "исследователи" (как правило, не отягощенные ни медицинским образованием, ни даже биофаком университета) утверждают, что аутизм возникает в следствие воздействия токсичных веществ, содержащихся в вакцинах. В качестве аргумента приводится совпадение по времени прививания и обнаружения первых симптомов болезни. Но еще древние говорили: "после этого не означает в следствие этого". В прививках не найдены вещества, способные вызывать соответствующие мутации, а первому проявлению данной болезни предшествует длительный период ее развития. В качестве причин аутизма специалисты называют генные нарушения, мутации, отклонения в работе иммунной системы.

Диагностика аутизма

Даже после прочтения специальной литературы не следует самому браться за диагностику аутизма. Существует огромная пропасть между теорией и практикой. Поэтому впечатлительные родители, далекие от практической психиатрии, с легкостью "найдут" у своего совершенно здорового ребенка и аутизм, и биполярное расстройство, и шизофрению. Надо иметь в виду, что реально существующие психиатрические заболевания, как правило, проявляются очень ярко и трагично, не оставляя места сомнениям. Так что при подозрениях на аутизм ребенка следует показать педиатру. Хороший педиатр прекрасно осведомлен о всех тонкостях поведения ребенка в любом возрасте, и он обязательно заметит отклонение. В этом случае надо будет обратиться к детскому психиатру. Сейчас появилась модная процедура скрининга аутизма, а вместе с ней появились и те, кто этот скрининг проводят. Я бы советовал с осторожностью отнестись к таким новшествам. Во-первых, списки признаков, которые используются для скрининга, не прошли проверку временем, и часто дают ложные результаты. Во-вторых, психологические методики, скопированные из зарубежных источников, чаще всего работают "у нас" совсем не так, как "у них". Конечно, в большей степени это касается взрослых, но актуально также и для детей. Поэтому предпочтение стоит отдать дипломированному и желательно опытному врачу-психиатру.

Лечение аутизма

Сегодня не существует медикаментов, при помощи которых можно было бы лечить аутизм. Это и понятно, так как пока не ясны ни причины заболевания, ни производимые им изменения. Медикаментозное лечение носит в основном симптоматический характер. Так, напримеер, в случае припадков назначают противосудорожные и успокаивающие, а в случае выраженной асоциальности и вспышек гнева - антипсихотики. Эффективность такой терапии сомнительна, хотя иногда ничего другого особо и не остается.

Гораздо более эффективными считаются немедикаментозные методы лечения аутизма. Собственно, метод один - как можно раньше и очень плотно начать работать с ребенком по специальной программе, сходной с программой для детей с отставанием в развитии. Лучше всего нанять специально обученную няню, которая будет постоянно заниматься развитием ребенка с учетом особенностей его психики. Если такую няню найти не удастся, то маме придется освоить программу и работать с ребенком самостоятельно. В данном случае нельзя доверять своей интуиции, потому что у обычных людей естественно получается воспитывать обычных детей, а в отношении аутистов обычное воспитание как раз и не работает. Придется смириться с тем, что некоторые простые навыки будут приобретаться ребенком очень медленно и не в полном объеме, и для их развития надо будет запастись терпением и пользоваться приемами поведенческой психотерапии.

Атипичный аутизм и другие формы

Как уже говорилось выше, к расстройствам аутистического спектра относятся собственно аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта, и детское дезинтегративное расстройство. Атипичный аутизм имеет все те же признаки заболевания, что и обычный, но проявляется слабее, отчего обнаруживается позже. Синдром Аспергера - еще одна более бедная симптомами разновидность аутистичего расстройства, при котором когнитивные способности и речь страдают не сильно, в то время как поражаются социальные функции и способность к распознаванию эмоций. Синдром Ретта встречается практически только у девочек и проявляется распадом речевых и двигательных навыков, начинающимся после года или полутора лет. Детское дезинтегративное расстройство еще называют поздно начавшимся аутизмом, а раньше диагностировали как психоз Геллера. Оно проявляется в регрессии речевых и двигательных навыков а также появлении симптомов аутизма в возрасте от 4 до 10 лет.

Статистика по аутизму

В среднем чуть больше одного процента населения в мире поражено расстройствами аутистического спектра. Эта цифра практически совпадает с данными по заболеваемостью шизофренией. Причем из пяти больных четверо мальчики, и только одна девочка, хотя синдром Ретта встречается почти исключительно у девочек. Распространенность синдрома Аспергера у детей находится в пределах 0,16 - 0,43 процентов, в зависимости от критериев, по которым производится диагностика. Синдром Ретта отмечается у 0,01 - 0,015 процентов девочек. Детское дезинтегративное расстройство встречается примерно у одного ребенка из миллиона.

Аутизм называют болезнью XXI века. Очевидно, что проблема в последнее время становится острее, но дело не только в этом. Десятки лет назад аутистов было ненамного меньше, просто им ставили другие диагнозы. В основном диагностировали психозы и отставание в умственном развитии, не вдаваясь в подробности. Так что не надо думать, что человечество внезапно захлестнула волна аутизма и искать в этом заболевании признаки надвигающегося Апокалипсиса.


Автор: Валентин Рыков

25.07.13