Православная психотерапия

Самая большая трудность православной психотерапии в том, что каждое из слов, составляющих термин, настораживает одну из двух групп потенциальных клиентов. Психология, и тем более психотерапия, кажется верующим людям чем-то слишком светским и не вызывающим доверия. Они склонны надеяться на духовное преображение, которое повлечет за собой исцеление. Советы и рекомендации они предпочли бы получить от лица духовного. Людям же неверующим православная психотерапия и вовсе кажется каким-то нонсенсом, так как они не представляют себе совмещение религии и науки. В результате православный психотерапевт оказывается невостребованным ни теми, ни другими. И напрасно! Потому что православная психотерапия не ставит перед собой задачи склонить кого-либо к вере, или отвратить от нее. Вместо этого она пользуется всем лучшим, что дает нам и наука, и религия. Давайте попробуем разобраться, как на практике реализуется этот сплав, во что выливается взаимодействие научного метода и древней культурной традиции.

Поведенческий аспект православной психотерапии

Как известно, одной из задач религии является регуляция поведения человека. Это вполне логично, общество должно быть организовано, чтобы выжить. Но только ли дело в социальном аспекте? Мало кто задумывается о влиянии поведения на психику отдельной личности. А между тем поведение является одним из важнейших и в тоже время доступнейших ключей к внутреннему миру. Изменяя поведение, мы можем мягко и уверенно воздействовать на психику.

Давайте подумаем, что будет если очень поздно ложится спать и просыпаться после полудня, просиживать перед компьютером, проводя многие часы за бесполезной перепиской в социальных сетях, питаться фастфудом, вести малоподвижный образ жизни, не работать, развести дома бардак и удалить всяческий порядок из собственной жизни? Что будет если лениться и хитрить, стараясь заставить других делать что-то вместо себя даже в мелочах, злиться на людей и мир, общаться вызывающе и на повышенных тонах? Если действовать бессистемно, не учиться, и делать не то, что нужно, а исключительно то, что хочется? Ответ дать несложно, потому что выше нарисован типичный портрет современного неудачника, который уверенно опускается все ниже и ниже на дно жизни. Но дело не столько в той ситуации, в которую он себя вгоняет, сколько в тех психологических изменениях, которые с ним происходят. Такой образ жизни ужасен не сам по себе, а постольку, поскольку он перестраивает психику под себя, заставляя ее деградировать. Именно деградация и будет самым деструктивным последствием такого поведения.

Православие можно и нужно рассматривать не только как религиозно-философский и культурный феномен, но и как средство организации жизненного уклада отдельного человека. Причем именно такого жизненного уклада, который способен вывести личность из пограничного состояния психики на сторону нормы. На сегодняшний день не только не утихли, а наоборот вспыхнули с новой силой разговоры о том, что же, собственно, такое норма в психологии. Конечно, в очень редких и тонких случаях это не очевидно и не однозначно. Но именно в редких случаях. В большинстве ситуаций большинство как специалистов, так и людей, что называется, «с улицы» совершенно безошибочно определит нормальную реакцию и нормальное поведение. Ничего удивительного в этом нет, потому что на протяжении тысячелетий людям надо было выживать. А в условиях непрекращающейся борьбы за существование любое чудачество может стать той последней каплей, которая и определит поражение. Поэтому чутье на патологию всегда служило важным инструментом выживания, точно так же, как хорошее обоняние, зрение или слух. Во времена, когда отсутствовало само понятие медицинской помощи, критически важно было выбрать максимально здорового во всех отношениях партнера, в паре с которым можно произвести многочисленное и жизнеспособное потомство.

За прошедшее столетие человечество несколько расслабилось. Развитие медицины и социальных институтов породило тренд считать нормой все большее количество вещей, ранее гарантировавших смерть или, как минимум, колоссальные проблемы. Кесарево сечение, ношение сильных очков, зубное протезирование и прочие подобные вещи сейчас не считаются чем-то особенным и носят массовый характер. К этому привыкли и, по большому счету, перестали считать патологией. Теперь постепенно привыкают к депрессии, астении, повышенной тревожности, сексуальным расстройствам, эмоциональной лабильности, психопатии. Но есть и другие течения в социуме. В последнее время становится все более модным здоровый образ жизни. А экстремалы не только изнуряют себя диетами и тренировками, но также избегают лекарств и вообще всего ненатурального. Сложно сказать, насколько это правильно, однако их мотив — восстановить свою естественную способность к выживанию — вполне понятен.

Православную модель поведения можно тоже рассматривать как своего рода попытку вернуться к здоровому образу жизни в психологическом смысле этого слова. Поощряя своего клиента к добродетели, православный психотерапевт направляет изменения в его психике в сторону той самой нормы, о которой никак не могут договориться, но которую все прекрасно чувствуют в глубине своего существа. Не надо иметь никакой специальной квалификации чтобы отличить протухшую еду и знать последствия, к которым приведет ее употребление. Точно так же совершенно не обязательно быть дипломированным психологом, чтобы отличить «протухшее» поведение и просчитать его деструктивное воздействие на психику. Здоровый режим, доброжелательность, воздержание от наркотиков, курения, пьянства и излишеств, честный труд и ответственность за принятые решения — это не только путь к социальной норме, но еще и мощное средство для преображения личности.

Экзистенциальный аспект православной психотерапии

Традиционно работа с экзистенциальными переживаниями является сильной стороной религии. Уже хотя бы потому, что она дает однозначный ответ на вопрос о бессмертии души. Но в то же время это и сторона слабая, поскольку никаких прямых и бесспорных доказательств бессмертия ни одна религия не приводит. Поэтому люди верующие, не склонные к сомнениям, предпочитают принимать догмат, не задумываясь о доказательствах. А скептики, напротив, имеют возможность возражать по всем пунктам. Но экзистенциальные переживания не ограничиваются одним лишь вопросом бессмертия в прямом смысле слова. Продолжение существования может пониматься в самых разных смыслах. Таких, например, как продолжение себя в потомстве, или посмертное существование в делах, совершенных при жизни. Смерть тоже можно понимать не только буквально. Символически смерть может наступить еще при жизни, если человека никто не понимает, не любит и не хочет его общества. Вот тут мы и подходим к бесспорному целительному для души аспекту православия — любви и принятию.

Циничная, но меткая поговорка гласит: совесть — хорошая штука, когда она есть у других. Все стремятся общаться с людьми совестливыми, потому что никто не хочет быть обманутым. Каждый стремится к доброму, внимательном и любящему. В безопасности можно расслабиться, о чем остается только мечтать жителю современного мегаполиса. Когда общаешься с тем, кто любит, можно не просчитывать каждый шаг как в шахматной партии, потому что никто никого не собирается обыгрывать. Можно доверять и надеяться на друга, потому что он выполнит данное обещание и не станет злоупотреблять доверием.

Но захочет ли альтруист приближать к себе эгоиста? Захочет ли вежливый дружить с хамом, а честный с обманщиком? Каждый формирует себе круг общения сообразно своим интересам и склонностям. Вот и получается, что подобное притягивает подобное. Православная психотерапия побуждает к бесспорной даже для атеиста добродетели, которая позволяет со временем найти таких же друзей. И с их помощью обрести то самое экзистенциальное удовлетворение от понимания, принятия, востребованности. И безмятежного чувства безопасности, как когда-то в далеком детстве.


Автор: Валентин Рыков

10.02.15