Гнев и его преодоление

Человек гневался всегда. "Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав" - этот латинский афоризм о гневе сложился задолго до того, как мы познали об отрицательных факторах, напрямую воздействующих на наши психику и здоровье в целом. Практически ежедневно мы встречаемся с различными проявлениями гнева как своего собственного, который кажется нам справедливым и обоснованным, так и со стороны близких нам людей, а так же совершенно незнакомых - гнева, вызывающего негодование и потребность ответить тем же. Происходит цепная реакция. Современной науке еще недостаточно точно известно как запускается сам механизм эмоции, однако ясно, что это совершается автоматически.

Что же такое гнев? "Большой толковый словарь русского языка" под ред. С. А. Кузнецова (Санкт - Петербург, 2000, "Норинт"), который на сегодняшний день является наиболее полным и современным изданием по русской филологии, определяет понятие "гнев" как "чувство сильного негодования, возмущения, состояние раздражения, озлобления". Но гнев многолик. В русском языке есть и другие слова, описывающие это состояние. К ним относятся: ярость, негодование, возмущение, бешенство, вспыльчивость, горячность, раздражение, запальчивость, недовольство и т. д.

Гнев всегда связан с процессом удовлетворения наших различных потребностей. Если потребность человека не находит реализации, то он ощущает чувство неудовлетворения, которое потом может трансформироваться в гнев. Противоположное состояние гневу - спокойствие. Человек гневается, потому что думает, что всегда виноваты другие, а не он. Гнев несёт в себе личное самооправдание. Все отрицательные эмоции возникают в нас по простой причине. Мы не в состоянии понять других людей и мир, который нас окружает. Их мысли, чувства, действия нас раздражают, ведь они живут по своим законам, по своей странной логике, которая нередко противоположна нашим личным суждениям об этом мире, и их поведение нас не устраивают.

Главной причиной человеческого гнева является субъективный взгляд на мир, в котором мы живем. Первое, что надо понимать, что этот взгляд - ложный. Ведь в действительности не может существовать ни раз и навсегда установленного определенного порядка, ни универсальной справедливости. В объективной действительности не существует даже того, что можно считать устоявшимся, привычным (обычным). Всё, что воспринимает наш ум, постоянно изменяется - меняется хотя бы потому, что сам ум человека никогда не остается постоянным. Никакое мнение, точка зрения не может считаться ни всеобщей, ни окончательной, ни стопроцентно верной. Любая точка зрения может верно отразить только очень ограниченное число качеств (проявлений) объекта, причём только лишь при совершенно конкретных обстоятельствах. И это в самом лучшем случае! Ведь в иных обстоятельствах она может стать полностью неверной.

Особо хочется отметить роль ума в познании окружающего нас мира. В ситуации, когда конкретный человек причиняет нам вред, мы автоматически навешиваем на него соответствующий ярлык "враг". В случае, когда он сделал нам что-то хорошее, мы, естественно, навешиваем на него другой ярлык и называем его "друг" Поэтому объективно не существует ни врага, ни друга. Существует лишь название, данное умом. Вглядитесь в свой ум. Кто оценивает запах, слушает музыку, смотрит на мир, нас окружающий? Ум, который по своей природе ясен и по своей функции способен к познанию. Когда мы вступаем в контакт с каким-то человеком или явлением, то так быстро навешиваем на него ярлык, что не успеваем познать его. Уже в следующий момент познания ум говорит нам - "хороший" или "плохой". При этом мы самонадеянно думаем, что такая оценка происходит полностью объективно. Гнев, как и другие отрицательные эмоции, безначальны - у них нет начала, но есть конец.

И как только произведена оценка нашим умом, очередной ярлык благополучно наклеен, срабатывает пусковой крючок, и мы получаем импульс к действию. Между импульсом и действием есть момент, хотя и очень короткий, когда все - таки возможно вмешательство сознания. Этот момент зависит от того, насколько незамутнен наш ум и мы отдаем себе отчет о своем состоянии, своих чувствах и о том, что происходит с нами. Причинами возникновения гнева являются неудовлетворенные потребности человека. Человеческие потребности можно рассматривать как некие программы или первичные мотивационные блоки человеческого поведения. Поэтому чаще всего человек, который не способен удовлетворить свою жизненную потребность, просто выплескивает свое недовольство на окружающих его людей в форме гнева, раздражения или агрессии. Условно психологические причины возникновения гнева в связи с потребностями человека можно выделить в определенные группы:

1. Неосуществленные в полной мере привычные биологические потребности. Гнев вызывается чувством голода, жажды, недостатком сна, некомфортной окружающей температурой, продолжительной умственной и физической усталостью и т.д. Инстинкт самосохранения автоматически включает этот вид гнева. Его проявление характерно для форс-мажорных ситуаций (борьба за выживание во время различных катастроф).

2. Неуверенность в комфортной стабильности своего существования и личной безопасности. Социальные страхи и тревоги иногда трансформируются в гневные проявления. Человек, длительное время испытывающий страх потери работы, страх смерти, страх перед нежелательными для него изменениями в личной жизни и т.д., рано или поздно проявляет гнев в повседневной жизни.

3. Нарушение чувства собственности. Изначально любой человек по своей природе есть собственник. Потребность в собственности сформировалась и укоренилась еще в первобытные времена. Древний человек был вынужден запасать впрок одежду, пищу, оружие, топливо. У современного человека проявление гнева будет естественным следствием в ситуации, когда у него украли что-либо. Собственностью являются не только материальные, но морально - этические ценности, мировоззрение в целом. Зачастую даже ребенок в семье рассматривается как родительская собственность (родители считают, что имеют право навязывать ребенку его будущую профессию, увлечения, друзей). Если вдуматься, то в действительности ни наши близкие (родители, муж, жена, дети), ни вещи, ни имущество, нажитое тяжелым и упорным трудом, ни деньги, ни идеи, ни явления, ни существа, ни даже наши мысли не принадлежат нам. Они и не могут принадлежать Вам. Ведь они принадлежат себе! Их прикреплённость к нам весьма условна и уж точно временна. Привязанность к любой собственности порождает зависимость от неё, а со временем еще и подчиненность этой собственности, то есть рабство.

4. Любовь и семья. Гнев возникает при проблемах в общении с близкими людьми (взаимоотношения между мужем и женой, детьми и родителями, родственниками, неразделенная любовь, ревность, одиночество, при потере близких и дорогих людей).

5. Уважение и престиж. Он возникает в случае крушения карьеры, при невозможности осуществить свои личные амбиции, при утрате уважения со стороны социума

6. Потребность в личной свободе. Гнев может возникать при лишении или попытках ограничить личную свободу человека. Его испытывают не только заключенные в местах лишения свободы. Он может возникать у офисного планктона, которого тиранит начальник, а также в некоторых семьях, где один из спутников жизни постоянно ограничивает права и свободу другого.

Как преодолеть гнев? Вести борьбу с гневом можно только тогда, когда мы по - настоящему осознаем его пагубность. Гнев - порождение иллюзии, которую мы подпитываем из-за ошибочного или неадекватного восприятия окружающего нас мира. Мы полностью способны прекратить подпитывать его своей энергией и перестать отождествлять себя с ним. Принять или отвергнуть отрицательные эмоции - это возможный осознанный наш выбор. Вот некоторые простые способы, которые помогут осознать и со временем преодолеть гнев.

1. Постарайтесь быть менее эгоистичными. Отрекшись от эгоизма, гораздо легче понять точку зрения иного человека. Это поможет понять его действия, чувства, обиды и проблемы. Проблема не только в том, кто прав, а кто нет. Доброта и сочувствие являются эффективным противоядием против гнева и злости, и если мы сознательно развиваем в себе эти качества, то со временем они замещают в уме привычные вспышки гнева.

2. При общении старайтесь избегать предположений, когда судите о людях. Ум необуздан и подвержен различным измышлениям. Следовательно, нужно быть очень осмотрительным, чтобы не строить свои заключения на предубеждениях. Не стоит забывать, что у Бога нет любимчиков.

3. Попытайтесь лучше осмыслить происходящее. Это снизит вероятность неправильной реакции на происходящее. Месть не решит проблемы, а только осложнит их. Мстительность низводит нас до уровня обидчика, снижает наш энергетический уровень и принуждает жить прошлым. Мы все в прошлом делали какие-то неблаговидные поступки, и каждый надеется, что его простят за это. Мы прощаем, чтобы самим быть прощенными.

4. Постоянно и во всякой ситуации пытайтесь увидеть более глубокий смысл. Не стоит поддаться импульсивному чувству гнева, тем более, что первое эмоциональное впечатление, как правило, является ошибочным и поверхностным. Очень важно осознавать простое правило: то, что находится в подсознании - наш господин, а то, что осознано - наш слуга.

5. Не пытайтесь читать чужие мысли. Часто бывает так, что человек что-то выдумывает, принимает эти фантазии за истину и действует в соответствии с этим. Не стесняйтесь задавать вопросы, чтобы иметь более объективную информацию. Правильные вопросы могут дать вам новые факты, новое видение, пробудить сострадание и понимание.

6. Наблюдайте за собой. Речь идет о внутреннем диалоге, о тех положительных или негативных мыслях, которые мы проговариваем в себе. Проведенные исследования свидетельствуют, что среднестатистический человек в основном думает о плохом. Многие люди сконцентрированы только на своих слабостях и на их причинах. Они думают о людях, которые их разгневали, и подвергают анализу причины своего гнева. Поэтому очень важно понимать, что ум располагает большим могуществом и может стать нашим злейшим врагом. Если мы не будем наблюдать за ним, то можем стать жертвой его негативных посланий.

7. Перекроите Ваш шаблон. Каждый из нас имеет склонность к шаблонному поведению. Так устроен человек, что он постоянно и всюду создает стандартные алгоритмы, шаблоны своих действий в ситуациях, которые кажутся ему типичными. На первый взгляд это очень удобно, поскольку не нужно думать. Кроме того, расходуется гораздо меньше времени и сил. Такой подход существенно сужает наше восприятие мира. Сформировав стандартный шаблон, мы видим только один путь и не видим других дорог. И не потому, что их нет. Мы не отыскиваем другие направления только по одной причине: мы не желаем их видеть. В случае, если нарушено то положение вещей, которое мы считаем правильным и справедливым, то наше шаблонное поведение нажимает спусковой крючок, результатом которого является - гнев.

8. Специальный контроль. Мы можем достичь такого уровня контроля над собственным умом, что в момент возникновения гнева будем хладнокровно следить за ее появлением, не вовлекаясь в сам процесс. Техника называется "позволить вору войти в пустой дом". Вором будет - злость, а домом выступит - наш ум. Если вор проникает в дом, где его в качестве добычи ожидает наше восприятие, наша готовность ассоциировать действия других людей с тем, что нам неприятно, то ему есть чем поживиться. Если мы позволим, вор завладеет нашими чувствами и мыслями и наш ум окажется во власти гнева. Но если мы изначально не подготовили для вора ничего, то он уйдет с пустым мешком. Мы не разрешим гневу завладеть нашим умом и управлять нашими действиями и словами. Через пару минут вор уйдет, позволив нам опять заниматься своими делами. В результате мы перестанем быть зависимы от наших неконтролируемых эмоций, напротив, они станут нашими слугами. В ситуации, где необходимы силовые действия, мы позволим себе поступить резко, но без гнева, желая добра тому, чьи действия нам нужно остановить. Мы не позволим, таким образом, слабостям другого человека повелевать нашей жизнью. Это становится возможным, поскольку теперь мы становимся хозяевами ситуации, сами решая, каким эмоциям и в какой степени стоит давать волю.

9. Совет Будды. Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников.

Он повернулся к ученикам и сказал:

- Вы разочаровали меня. Эти люди делают своё дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны?

Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей тишине Будда повернулся к ним:

- Вы всё сказали? Если вы не всё сказали, у вас ещё будет возможность высказать мне всё, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.

Люди из деревни были в полном недоумении, они спросили:

- Но мы же оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас?

- Вы - свободные люди, и то, что вы сделали, - ваше право. Я на это не реагирую.

Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Я хозяин своих проявлений. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. А теперь я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. Жители деревни рядом с вашей приветствовали меня, они принесли с собой цветы, фрукты и сладости. Я сказал им: "Спасибо, но мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу". Теперь я спрашиваю вас: "Что они должны делать с тем, что я не принял и вернул им назад?"

Один человек из толпы сказал:

- Наверное, они забрали это домой, а дома раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.

Будда улыбнулся:

- Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их. Если я отказываюсь от тех фруктов и сладостей, они должны забрать их обратно. Что можете сделать вы? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним всё, что хотите.


Автор: Сергей Колесников

06.11.10