Христианство и астрология

Христианство возникло на бескрайних просторах великой Римской империи в обществе, в котором доминировал звездный фатализм и учение философов стоиков о полной природной предопределенности происходящих событий. Центральной темой противоречий между христианством и астрологией стала проблема свободы воли (с одной стороны - вера во всемогущего Бога и спасение человека, если он сознательно станет на праведный путь, а с другой - жесткий детерминизм той эпохи).

Краеугольным камнем в христианстве является учение о предопределении. Предопределение означает, что ещё до создания мира Богом был установлен (предопределен) порядок всех событий, которые будут происходить в будущем. Согласно этому порядку все происходит с закономерной божественной неизбежностью и неизменностью ("что предопределено, то исполнится." (Дан.11:36), "по предвечному определению" (Еф.3:11). Естественно возникает вопрос, а существует ли предопределение для отдельно взятого человека? Жизнь любого человека предначертана Богом: время и место рождения, пол, расовая принадлежность, внешние данные, умственные способности, темперамент и характер. Бог наделяет способностями, определяет образ мыслей, оказывает влияние на поступки, что в конечном результате составляет конкретную человеческую судьбу ("в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было" (Пс.138:16), "сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его" (Пр.16:9), "много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом" (Пр.19:21), "судьба человека - от Господа". (Пр.29:26).

Но одновременно с предопределением в христианском учении существует и попущение Божие. Попущение означает возможность для человека иметь собственные взгляды на жизнь, что неминуемо приводит к определенным последствиям для него. Бог попускает человеку совершить греховный поступок (что не делает Бога ответственным за грех) и попускает Диаволу искушать людей. Ему было также разрешено искушать Иисуса Христа. Естественно божественное попущение имеет свои пределы ("попускал Я всякого человека враждовать против другого" (Зах.8:10), "и попустил им учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы" (Иез.20:25), "для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя?" (Ис.63:17).

Астрология - как наука о соответствиях между светилами и явлениями природы никогда не конфликтовала с христианством. Тезис о божественном происхождении всего сущего никогда не оспаривался астрологами. Важнейшей задачей астрологии является выявление соответствий между расположением светил, свойствами человеческой души и событиями, происходящими с человеком.

Причины непризнания христианством астрологии достаточно прозаичны. Первая причина политическая. Будущей мировой религии пришлось бороться за власть над умами с "языческими" богами Римской империи. По убеждению римлянина, людская жизнь во всех, даже в самых незначительных проявлениях подчинялась воли различных богов. Человек на каждом шагу зависел от какой-либо высшей силы. Наряду с такими богами, как Юпитер, Марс, Венера, могущество которых все более возрастало, имелось бесчисленное множество менее внушительных богов, духов, опекающих жизнь человека. Проблема состояла в том, что астральные божества Юпитер, Венера, Марс, по иронии судьбы являлись и божествами и планетами - основными объектами в астрологии.

Второй причиной преследования астрологии стало принятие христианами духовного писания иудаизма - Ветхого Завета. Правовые нормы иудаизма повелевали публично забивать камнями каждого, кто занимался гаданием, общением с духами, а также гадателей по звездам.

А что говорил сам Иисус о предсказаниях, предопределении, астрологии? Практически ничего. На эту тему он сказал только одну фразу: "Сын человеческий идет по предопределению" (Лк 22:22). Христианское учение в первую очередь делает акцент на душе человека, а не на судьбе его тела. Значимо не то, что случится с человеком, а то, поверит ли он в Бога. От правоверного христианина требуется во всем полагаться на Бога, а не на удачу или на судьбу. Все несчастья в жизни воспринимаются религиозным сознанием как кара за содеянные грехи. Покаяние решает проблему. Бог прощает человека и избавляет его от возмездия.

Одни церковные авторитеты признавали астрологию, совмещая ее с христианским мировоззрением, другие - яростно осуждали, видя в ней бесовские проявления. Несмотря на негативное отношение христианства, астрология сумела скоро приспособиться к новой религии и найти в ней астральные темы. Связь астрологии и христианства осмысливалась через сюжеты из Евангелия (двенадцать апостолов, Вифлеемская звезда).

Надо отдать должное отдельным христианским иерархам, которые уже в начале нашей эры признали астрологию, совмещая ее с христианским мировоззрением и стали на ее защиту. В частности, Филон Александрийский (ок. 25 до н. э.- ок. 50 н. э.) не признавал, что светила неумолимо правят жизнью людей. Тем не менее верил в возможность астрологических прогнозов. Пионер христианской веры в Сирии миссионер Бардесанес (154-222 н.э.) связывал человеческую душу с семью звёздами, определяя её происхождение от Всевышнего. Был противником философии фатализма и считал неправильным такое понимание астрологии, которое утверждает, что расположение звёзд полностью предопределяет человеческую судьбу. В трактате "Диалог о судьбе" высказывал суждение о том, что от планет идет некая сила, которая дана Богом. Она подчинена Его воле и ограничена, с одной стороны, данной Господом свободой воли, а с другой - иными природными силами.

Защитником астрологии выступал и Климент Римский (I в. н.э) - по происхождению римский язычник, друг и ученик апостола Петра. Климент вступил в управление Римской церковью с 12 года правления императора Домициана (с 92 г. н.э.) и управлял ею до 3 года правления императора Траяна (до 101 г.н.э.). Как проповедник двух ересей, христианства и астрологии, не одобрявшихся во времена императора Траяна в 101 г. н.э. по повелению императора был брошен в море с камнем на шее близ Херсонеса Таврического (ныне г. Севастополь в Крыму). Анализировал астрологию с теологической точки зрения. Считал, что звезды и планеты предопределены богом служить для указания прошлого, настоящего и будущего. Считывать эти указания могут лишь люди сведущие, например, праотец Авраам, великий знаток астрологии. Климент называл апостолов 12-ю месяцами Христа, который олицетворял божественный год. Был убежден, что грехи идут исключительно от свободы воли человека, ибо немыслимо, чтобы бог, отметив рождение человека соответствующим расположением планет, потом наказывал его за это. Единственный из астрологов, причисленный церковью к лику святых (память празднуется 25 ноября).

В Европе астрология достигает наивысшего расцвета в XIV - XVI ст. В ведущих европейских университетах астрология преподаётся как научная дисциплина. Несмотря на всесилие святой инквизиции, астрология не подвергается гонению. В 1290 году Парижский университет совместно с великим инквизитором Франции издал список запретных книг. В этом списке отсутствовали книги по астрологии. Установить запрет на астрологическую литературу было крайне затруднительно, так как авторами многих астрологических бестселлеров были сами церковные иерархи.

Римские папы, клявшие астрологию на Вселенских Соборах, негласно содержали своих персональных астрологов и следовали их прогнозам. Иннокентий III советовался с астрологом по вопросу своей болезни, Юлий II - о дне своей коронации, Лев X считал, что астрология предает блеск его двору, а Павел III не назначал ни одной консистории, не посовещавшись заранее со звездным предсказателем.

В европейской церковной и светской идеологии продолжительное время доминировало суждение Фомы Аквинского, чётко различавшего естественную астрологию и астрологию предсказаний, которую он считал недопустимой. То, как долго существовало это различие, подтверждает современная христианская литература. В "Лексиконе теологии и церкви" (Pilz S.J. Lexicon fur Teologie und Kirche, 1957) даны следующие определения астрологии:

1. Наиболее известная в настоящее время форма астрологии, базирующаяся на "естественной" астрологии, ложно утверждает, что, исходя из расположения звезд, можно точно предсказать будущие события, относящиеся к личной сфере человека (юдициарная астрология). Предпосылкой такой астрологии является фатализм и детерминизм. Такая астрология является ни чем иным, как корыстолюбивым использованием незнания и суеверий. Эта астрология является суеверием и несовместима с добродетельным почитанием Бога.

2. Там, где астрология (естественная астрология) только делает вид, что познает действительное влияние звёзд на людей и видит сущность человека, выраженную символически в звёздах, не желая высказать уверенное суждение о будущих действиях человека, там астрология не попадает непосредственно под определение атеистической астрологии.

Существенно более дифференцированную оценку дал в своей книге "Астрология - христианство" (1980) патер Герхард Восс (Voss). Он, очевидно, близок к астрологической школе, вобравшей в себя элементы символизма и структурализма и одновременно космическое понимание христианства. Вот его некоторые основные тезисы:

Гороскоп имеет свою ценность. Он может помочь своему владельцу лучше понять самого себя и в этих рамках преодолеть трудности, что считается возможным в определенных пределах. Толкование гороскопа происходит на основе законов ассоциативной логики. Звёзды склоняют, но не принуждают. Нельзя исключить того, что по гороскопу можно прочитать об определенных событиях в жизни человека, однако жесткого предопределения здесь нет. Основа и границы христианской астрологии даны в космической христологии Нового Завета.

Тема гармонии или конфликта между астрологией и христианством вечна. Каждый человек сам решает, во что ему верить, как думать и как поступать. Официальная позиция Русской Православной Церкви содержится в постановлении Архиерейского Собора от 2 декабря 1994 г. "О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме". В нем отмечается, что все вышеперечисленные секты и "новые религиозные движения", в том числе и астрология, с христианством несовместимы.

И как тут не вспомнить наставление уроженца города Тарс, столицы римской провинции Киликии Апостола Павла - автора "Деяний апостолов": "Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать… а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание, утешение". (Первое послание к коринфянам, 14:1,3)


Автор: Сергей Колесников

13.08.10