У истоков семьи: брак в Киевской Руси 2


Основой семьи является брак - исторически обусловленная, санкционированная и регулированная обществом форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, которая определяет их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Будучи монопольным юридическим учреждением в регулировании брачно-семейных отношений, православная церковь закрепила за собой, прежде всего, монопольное право на заключение брака. Византийским правом устанавливался низкий брачный возраст для вступления в брак: 12-13 лет для невесты и 14-15 лет для жениха. Требовалось согласие вступающих в брак и их родителей, а так же отсутствие близкого кровного родства. В Киевской Руси, как и в других странах средневекового мира, вступали в брак довольно рано. Согласно требованиям канонического права, установленным церковью, родство между желающими вступить в брак исчислялась коленами - количеством родственников в генеалогической линии от жениха вверх к общему предку и дальше вниз к невесте. Согласно "Уставу в брацех" до конца X ст. разрешался брак только между 7 и 8 коленами, т.е. между четвероюродными братом и сестрой. Более близкие родственники не имели права вступать в брачные отношения. Кроме того, запрещалось вступать в брак детям одних родителей и племянникам с теткой или дядей. Для нарушителей запрета предусматривалась санкция. В соответствии со ст.16 Устава князя Ярослава: "Аще ближнии род поимется, митрополиту 40 гривен, а их разлучити, опитемию приимуть".

С принятием христианства на Руси не потеряли своего значения и правовые обычаи дохристианского периода, которые со временем приобрели юридическое оформление в писаном праве. Так, свадебному обряду на Руси предшествовала помолвка, которая проводилась в доме родителей невесты. При этом обязательным кушаньем на столе был сыр, который выносила к столу будущая невеста. Соглашение о браке молодых своеобразно скреплялась обрядом "краяння", т.е. разрезания сыра на куски. В случае, если свадьба расстраивалась по вине жениха, он должен был заплатить родителям невесты денежный штраф (моральную компенсацию), который предусматривался ст. 35 Устава князя Ярослава: "О девку сыр краявши, за стыд ей 3 гривны, а что потеряно, тое заплаты, а митрополиту 6 гривен, князь казнить".

Возможность заключения повторных браков ограничивалось для верующих и определялась церковной формулой: "первый брак - закон, второй - прощение, третий - законопреступление, четвертый - нечестие: понеже свиньское есть житие". Исключение было возможно для вдов и вдовцов. Для них был позволителен второй брак "по снисхождению к человеческой слабости". Очень редко был разрешен и третий брак в случае смерти второго супруга, а также в случае, "аще кто будет млад, а детей не будет у него от первого брака ни от второго". Если брак заключался в четвертый раз, то такого любителя семейной жизни немедленно "разлоучали" и лишали причастия, "донельже разрешится беззаконного брака".

Церковь стояла на позициях запрета браков с представителями других религиозных конфессий. Тех, кто нарушал этот запрет, ждало суровое наказание. Ст. 19 Устава князя Ярослава предусматривала наказание за связь русской женщины с иноверцем (человеком, который исповедовал иудейскую или мусульманскую религию) принудительным постригом ее в монахини и денежным штрафом в пользу митрополита: "Аще жидовин или бесерменин будет с рускою, на иноязычницех митрополиту 50 гривен, а рускую поняти в дом церковный".

Защищая моногамный брак между мужчиной и женщиной, церковное право предусматривало ответственность за полигинию. Языческое многоженство не могло сосуществовать с принципами христианской морали, поэтому право и церковные догматы защищали интересы первой жены. Ст. 17 Устава князя Ярослава предусматривает: "Аще кто иметь две жены водить, митрополиту 20 гривен, а которая подлегла, тую пояти в дом церковный первую гоню держать по закону". Таким образом, вторая жена должна была занять место в церковном доме (монастырское учреждение для отбытия церковного наказания), а мужчина должен был проживать с первой женой. Дублируя предыдущую статью, статья 9 этой редакции предусматривала: "Аже муж оженится иною женою, а со старой не роспустится, митрополиту вина, молодую поняти в дом церковный, а со старой жить".

В соответствии с канонами церковного права брак провозглашался незыблемым. Расторжение брака и прекращение существования семьи было возможным лишь в исключительных случаях и только после судебного разбирательства. Юридические основания для расторжения брака по инициативе мужа были изложены в ст.53 Устава князя Ярослава. Основанием для развода были такие действия жены как:

- неуведомление женой своего мужа об известном ей покушении на власть и жизнь князя;

Безусловно, перечень оснований, изложенных в ст. 53 не был исчерпывающим, жизнь создавала множество ситуаций, из-за которых семьи распадались. По инициативе жены юридические основания для расторжения брака в церковных уставах не предусматривались. В летописях содержатся упоминания оснований для расторжения брака по инициативе жены. Это физическая неспособность мужчины к браку: "Ожели мужь на гоню свою не лазит без съвета, то жена невиновата, идучи вот него", а также материальные причины, когда муж не мог содержать семью: "Яко не мочи мужю бержати жены, или жена мужа, или долг много у мужа застанеть, а порты ея грабити начнеть, или пропиваеть".

Разорвать брачные узы мог позволить себе только состоятельный мужчина. В случае если мужчина все-таки принимал решение на законных основаниях расторгнуть брак и создать новую семью, он должен был уплатить очень большую денежную компенсацию в пользу бывшей жены, а также штраф в пользу церкви. Размеры этих финансовых санкций зависели от социального статуса бывшей жены. Об этом свидетельствует ст. 4 Устава князя Ярослава: "Аще же пустит боярин гоню больших бояр, за стыд ей 300 гривен, а митрополиту 5 гривен золота, а меньших бояр гривна золотая; а нарочитых людии 2 рубля; простои чади 12, а митрополиту 12 гривен, а князь казнить". Каноническое право препятствовало расторжению брака, как венчанного, так и невенчанного, причем во втором случае штраф был меньшим в два раза. Это положение зафиксировано в ст. 18 Устава князя Ярослава: "Аще муж розпустится с женою по своеи волы, а будеть ли венчаная, и дадять митрополиту 12 гривен, будет ли невенчаная, митрополиту 6 гривен".

Защищая семью, брак, христианскую мораль, православная церковь сформулировала конкретные составы преступлений (правонарушений), которые по ее мнению были наиболее опасными социальными явлениями и рассматривались исключительно церковными судами. В ст. 9 Устава князя Владимира Святославовича "О десятинах, судах и людях церковных" определяется круг таких действий. К преступлениям против семьи и нравственности были отнесены следующие действия: "роспуста" - самовольное расторжение брака, "смильное" - внебрачная интимная связь мужчины и женщины, "заставание" - нарушение супружеской верности, доказанное свидетелями, "умыкание" - обрядовое похищение невесты для свадьбы, "пошибание" - изнасилование, "или в племени в сватовстве поимутся" - нарушение запрета на браки между близкими родственниками, "иже отца или матерь бьют" - избиение родителей, "урекание бляднею" - безосновательное обвинение женщины в небрачных половых связях. Подводя итоги, следует сказать, что с принятием христианства в Киевской Руси утвердилась христианская модель семьи и брака, в соответствии с которой:

- цель брака - предотвращение соблазнов и разврата;

Существовала практика безбрачия, которая не осуждалась общественностью. Это случалось тогда, когда старший брат, который заменил умершего отца, отказывался от бракосочетания в интересах младших братьев. К безбрачию могла прибегнуть девушка в знак траура по умершему жениху. Такое самопожертвование даже вызвало уважение. Существовал брак по расчету (примы) - проживание зятя в семье жены, хотя это и противоречило праву - оставаться после бракосочетания с родителями мог лишь сын. Брак в примах имел такие разновидности: по принуждению, по желанию, по приглашению. Возможен был договор пожизненного содержания. Ситуация, когда бездетная пара в летах брала к себе в дом молодую пару, как правило, без земли, а нередко и без родителей. При этом они обязывались ухаживать и помогать людям, которые дали им приют, а в случае их смерти наследовали их имущество.

По данным современных психологов, для счастья семьи нужно не столь уж много, а именно: направленность на брачного партнера (умение и желание понимать его, заботливо к нему относиться, учитывать его вкусы, интересы и желания), умение удержаться на тонкой грани между отчужденностью и вторжением в личное пространство брачного партнера, отношения, основанные на равенстве супругов, нормальное, бесконфликтное общение, признание права другого человека на собственное жизненное пространство, неприкосновенное для остальных, доверительность и благосклонность, понимание друг друга, гармоничная интимная жизнь, соответствующий материальный фон жизни, дети, наличие Дома (того места, где может отдохнуть от превратностей жизни вся семья в целом, и каждый из её членов в отдельности).

В сущности ведь это не так много, чтобы быть счастливым, но судьба средневековой женщины чем-то напоминает судьбу библейской Евы. Первая женщина появилась на свет сразу женой. У Евы не было альтернативы. У женщины Киевской Руси та же ситуация, потому что Средневековье - это цивилизация мужчин…


Автор: Сергей Колесников

05.07.10