У истоков семьи: брак в Киевской Руси 1

Брак и семья относятся к числу таких социальных явлений, интерес к которым всегда был постоянным и массовым. Семья и брак представляют собой социальные институты, сохраняющие свою значимость с момента их возникновения до сегодняшнего дня, что объясняется их многогранностью и значимостью в жизни людей. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умении направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от состояния их в значительной мере зависит воспроизводство населения, первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, осуществляется забота о нетрудоспособных членах общества.

Брак представляет собой чрезвычайно сложное диалектическое единство биологического и социального, материального и духовного, общественного и личного. Эта система проявляется через разнообразные отношения: духовно-психологические (любовь, благосклонность, общность духовных интересов, психологическая совместимость), моральные (соблюдение верности, чести, достоинства, супружеского долга), экономические (получение средств к существованию, их распределение, накопление, передача в наследство), культурные (передача и воспроизведение между поколениями этнокультурной информации и социального опыта).

Данная система постоянно изменяется, так как изменяется само общество, поскольку брак и семья довольно жестко детерминированы факторами социально-экономического порядка. Эта объективная закономерность предопределяет формирование разных типов и форм брака в разные исторические периоды. Будучи социальным явлением, семья не может не изменяться в процессе развития экономического базиса общества и появления в нем новых общественных отношений. Из этого следует, что соответствующему типу общественно-экономической формации соответствует свой исторический тип семьи и брака.

Процесс формирования государственности у восточных славян закончился образованием раннефеодального государства Киевская Русь. Эволюцию семьи, а также сам брак и нормы супружеской жизни, которые складывались и развивались на основе местных культурных традиций у восточных славян, условно можно разделить на два периода. Первый период - дохристианский. Второй период - образование государства Киевская Русь и принятие христианства. Исследуя брачно - семейные традиции славян и нормы супружеской жизни, выдающийся российский историк Н. М. Карамзин пишет:

"Древние писатели хвалят целомудрие не только жен, но и мужей славянских. Требуя от невест доказательства их девственной непорочности, они считали за святую для себя обязанность быть верными супругами. Славянки не хотели переживать мужей, и добровольно сжигались на костре с их трупами. Вдова живая бесчестила семейство. Они считали жён совершенными рабами, во всяком случае, безответными; не дозволяли им ни противоречить себе, ни жаловаться, обременяли их трудами, заботами хозяйственными. Сие рабство происходило оттого, что мужья обыкновенно покупали их. Всякая мать у славян имела право умертвить новорожденную дочь, когда семейство было уже слишком многочисленно, но обязывалась хранить жизнь сына, рожденного служить отечеству. Сему обыкновению не уступало в жестокости другое: право детей умерщвлять родителей, обремененных старостью и болезнями, тягостных для семейства, и бесполезных граждан".

Семья в дохристианский период характеризовалась следующими особенностями:

1. Это была патриархальная семья. Управлялась отцом и мужем вследствие фактического закрепощения женщины, происшедшего в результате уменьшения её экономической роли в обществе и сосредоточения богатства в руках собственника - мужчины.

2. Патриархальная семья была строго моногамной лишь для женщин. Многоженство (полигиния - один мужчина и несколько женщин) не получило широкого распространения в Киевской Руси, и охватывало лишь незначительную часть господствующего класса феодалов, прежде всего, княжескую и боярскую среду. Как свидетельствуют источники, до принятия христианства у князя Владимира было пять жен и 800 наложниц.

3. Автор "Повести временных лет", рисуя картину языческого быта восточных славян, повествует о свадебных обрядах у разных славянских племен. Распространенной формой заключения брака во многих славянских племенах было так называемое "умыкание" - похищение невесты и торжественное "приведение" невесты в дом жениха. Например, у вятичей, радимичей и древлян умыкание осуществлялось возле воды. Известна также другая форма свадебного обряда - "вождение" жениха и невесты вокруг дуба или вербы, которое имело, несомненно, также свадебное ритуальное значение. Эти формы языческих брачных обрядов еще долго держались в народе, который не желал принимать церковное "таинство" бракосочетания.

4. Этимология термина "брак". Вопрос достаточно сложный и дискуссионный. Старославянское слово "брачити" означало отбирать что-то хорошее и отвергать плохое. А также могло означать "супружество", "пир", "свадьба". Использовались и другие термины "сълюбъ", "сълюбытись", что означает "договориться". Иногда использовался термин "поимется", который означал фактические брачные отношения.

После принятия христианства на Руси в конце X ст., брачно - семейные отношения стали регулироваться церковными нормами права. С принятием православной модели христианства на Русь пришло и византийское право, традиции, догматы православной морали, в основе которых были достижения римской цивилизации ("Эклога" VIIст.), "Прохирон" IXст.), Номоканон и др. Также были созданы собственные источники права, которые регулировали отношения в браке и семье. К ним относятся церковные уставы князя Владимира и князя Ярослава, Кормчая книга.

Средневековья семья выполняла важные социальные функции. К основным функциям можно отнести: репродуктивную (воспроизводства населения), экономическую - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, хозяйственно-бытовую - ведение хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи, воспитательную - социализация молодого поколения, социально-статусную - предоставление определенного статуса членам семьи, психологического убежища - место снятия напряжения и создания эмоционального комфорта.




Автор: Сергей Колесников