Бусидо и сёппуку 1

В своем исходном значении слово Бусидо буквально переводится как "Воинский" - "Рыцарь" - "Образ поведения". Этот кодекс был неписаным, он состоял из правил поведения, передаваемых из уст в уста или же вышедших из-под пера выдающихся воинов и крупных учёных. Таким образом, Бусидо представляет собой кодекс нравственно-правовых принципов, выполнение которых предписывалось или вменялось в обязанность классу профессиональных воинов Японии - самураям. С приходом к власти Токугава Иэясу в 1603 году было составлено "Уложение о самурайских родах" ("Букэ сё хатто"), структурно состоя из тринадцати глав, уложение регламентировало вопросы, связанные с обычаями женитьбы, управления замком, объединения в союзы, а так же определяло нормы поведения самурая на службе у своего сеньора и в личной жизни. Труд Дайдодзи Юдзана (1639 - 1616), который называется "Начальные основы воинских искусств" ("Будо сёсин сю"), так же регламентирует основные постулаты Бусидо.

Конфуцианская идея о долге, ответственности перед родом, кланом, и своим господином (в конфуцианстве принято правило, которое гласит, что долг вассала перед сюзереном выше гор и глубже морей) является базовой в данном трактате и требует от самурая: "Уважать правило (ствола и ветвей). Забыв его - значит никогда не постигнуть добродетели, а человек пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители - ствол древа, дети - его ветви", и далее "Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного".

В Японии до настоящего времени эпитет "Гиси" (порядочный человек) по прежнему считается высшим из званий, указывающих на мастерство в искусстве или в умении. Легенда о Сорока Семи Верных Гиси повествует о событиях 1703 года, когда сорок семь верных вассалов главы клана Акоо - Асано Такуминоками совершили месть, напав на резиденцию обидчика своего сюзерена - Кира Кодзукэносукэ, обезглавив его, таким образом отомстив за сеньора. После чего им было приказано совершить сеппуку (ритуальное самоубийство). Сёппуку рассматривалась как высшая форма проявления власти человека над собственной судьбой и непоколебимой отваги перед лицом смерти.

Первые сведения о совершенных сёппуку относятся к периоду 1150 - 1170 гг. В 1333 г. первая эпоха власти самураев, камакурский сёгунат (1192 - 1333 гг.), окончилась трагически. Три феодала Асикага Такаудзи, Нитта Иосисада и Кусуноки Масаситэ возглавили мятеж, разгромили правительственные войска и сожгли столицу первого сёгуната - город Камакуру. Когда мятежники ворвались в город и дома заполыхали огнем, теснимые защитники Камакуры отступили на кладбище храма Тосё. Там, чтобы избежать унизительного пленения и избежать постыдной публичной казни сиккэн Ходзё Такатоки (1303 - 1333 гг.), сёгун Морикуни (1308-1333 гг.), его домочадцы и 800 верных его вассалов совершили сёппуку. Оказаться после поражения в плену считалось несмываемым позором, поэтому после каждой битвы многие побежденные самураи, прежде всего высокопоставленные, совершали самоубийство. Считалось, что такая смерть на глазах у высокопоставленных свидетелей - полностью искупает вину и сохраняет незапятнанной честь самурая, что было для него важнее всего.

Этот способ лишения себя жизни основывался на древнем японском представлении о том, что душа, ум, характер, намерения, подлинные чувства и сокровенные мысли человека пребывают в его животе.

Вспаривая себе живот, самурай словно говорил: "Я не виновен, но я хочу показать вам свою душу, чтобы вы сами могли убедиться в этом". Конечно, для подобного поступка требовалось сверхчеловеческое мужество. Однако именно это предавало сеппуку такую притягательность для самураев.

Сеппуку было прерогативой только самурайской касты. Все самураи - женщины так же, как и мужчины, - готовились к этому с детства, либо чтобы самим сделать сеппуку, либо чтобы принять участие в церемонии к качестве помощника (каикасю). Согласно традиции женщины совершали сеппуку только одним способом - вонзая нож в горло (кинжалом-каикэном прокалывала себе сонную артерию).

Сеппуку следует рассматривать как юридическое право, так и обязанность. Сеппуку было возможным как по личной инициативе самурая, так и в качестве судебного наказания.

При использовании сеппуку в качестве судебного наказания приговор мог быть вынесен как одному самураю, так и всем мужчинам его семейства. Примером тому может служить попытка двух братьев Сакона и Найки убить первого сёгуна династии Токугава-Токугава Иеясу (1542-1616гг.) пытаясь отомстить за зло, причиненное их отцу. Братья были схвачены охраной сёгуна. Но оценив мужество юношей Иеясу Токугава, отдал приказ позволить им умереть почётной смертью. Приговор был вынесен всем мужчинам их семьи. Братьям Сакон и Найки которым было двадцать четыре и семнадцать лет соответственно был вынесен приговор - сеппуку, но в их семье был ещё брат - Хатимаро, которому было всего восемь лет. Мальчик никогда не видел, как совершается ритуальное самоубийство, но посмотрев как это делали старшие братья он хладнокровно вскрыл себе живот. Вот так в феодальной Японии действовали институты возмездия и ритуального самоубийства.

Совершая сеппуку самурай был избавлен от постыдной церемонии казни, он таким образом искупал свои проступки, приносил свои извинения за ошибки (в этом отношении показательно "последнее слово" самурая Таки Дэндзабуро которому за провинности было приказано совершить сеппуку. В своём обращении к присутствующим он сказал: "Я и только я отдал непростительный приказ стрелять в чужеземцев в Кобэ, и сделал это ещё раз, когда они пытались скрыться. За это преступление я вскрываю себе живот и прошу присутствующих оказать мне честь и стать свидетелями этого"), спасал своих друзей, доказывал свою искренность, его семья в таком случае не подвергалась преследованиям.

Человеческая жизнь ценилась невысоко - в сравнении с более распространенным стандартом чести. Поучительный рассказ о сорока семи верных самураях кроме долга верности ещё иллюстрирует ещё одно право самурая, это право - дзюн-си (смерть вслед за господином), если опираться на факты, то некоторые из сорока семи героев предлагали покончить с собой - так часто поступали в случае неожиданной и незаслуженной смерти сюзерена. Они были захоронены подле господина в храме Сэнгаку-дзи. Храм является местом паломничества как памятник истиной верности идеям Бусидо.

Одним из ключевых требований Бусидо является личное мужество, храбрость, хладнокровие, дух дерзости и отваги в любых жизненных ситуациях. В своем трактате "Лунь-юй" ("Рассуждения и беседы") Конфуций даёт определение "смелости" от обратного, как понимание личностью того, что правильно, и невыполнение этого указывает на отсутствие смелости. Духовный аспект доблести проявляется в спокойствии - в хладнокровном присутствии духа. Спокойствие есть мужество в состоянии покоя. Это статическое проявление доблести, в отличии от динамического - дерзких деяний.




Автор: Сергей Колесников