Quo Vadis Homo sapiens? или будущее глазами буддизма

Quo Vadis Homo sapiens? или будущее глазами буддизма

Что ожидает человечество? Что ожидает субъектов цивилизации планеты Земля? На эти и другие животрепещущие вопросы отвечает мировая религия - буддизм. В соответствии с буддийским каноном через две с половиной тысячи лет нас ждет появление пятого по счету в этом цикле Будды, то есть просветленного. Будда Гаутама был четвертым, до него служили человечеству Какусандха, Конагамана и Кассапа. Их учения постепенно приходили в упадок, жизнь требовала обновления. Учение нынешнего Будды существует немногим более двух с половиной тысяч лет, весь же отпущенный ему срок - пять тысяч лет. Оно уже достигло апогея и постепенно начинает терять свою значимость для человечества. Ведь люди снова впадают в иллюзии, растет число аморальных и невежественных, увеличивается "совокупный кармический продукт" человечества со знаком минус. В критический момент явится Будда Майтрея (букв. "Грядущий" "Дружелюбный", "Благожелательный", "Любящий"), который сейчас уже готовится к этому, находясь на одном из шести уровней камалоки.

В современном буддизме Майтрея - единственный Бодхисаттва, которого признают все школы буддизма, и только его, признают приверженцы хинаяны. Ярким светом нового учения он вырвет людей из тьмы заблуждений и низменных страстей, явит миру новое спасение, адекватное для будущего. Так начнется последний период современной кальпы (буддийская кальпа - цикл зарождения Вселенной вплоть до ее разрушения через 4320 * 106 лет, при этом один "кальпический" год длится 360 человеческих лет), которому суждено будет продлится восемьдесят тысяч лет. А затем вновь начнется процесс зарождения и созидания. Майтрея будет исполинского роста, другими по своим физическим данным и интеллектуальным способностям станут и люди.

Буддизм моделирует эволюцию универсума и свое в нем место по принципу пульсара. Вспышка, появление нового Будды, просветление, рождение нового учения, развитие по восходящей, достижение апогея, развитие по нисходящей и упадок, затем начало нового цикла, но как бы на ином витке спирали.

Буддийская космология содержит в себе ряд великолепных догадок о бесконечности и взаимозависимости мира, о пульсирующей Вселенной и прямой зависимости человека от состояния окружающей природной среды. В то же время она теснейшим образом переплетается с буддийской мифологией, описанием фантастических существ, яркими, но вполне социально и этически обусловленными представлениями об аде, о наказаниях за грехи, о благостных воздаяниях праведникам и т.д.

Подобно ранним индуистским представлениям, буддийский космос гилозоичен - он подобен огромному живому организму, в котором бушуют страсти, а самые низменные и безрассудные деяния соседствуют и борются с наиболее возвышенными устремлениями человеческого и даже сверхчеловеческого разума. Всё это находится в постоянном движении, взаимопревращении, а осью круговорота является не столько мифическая гора Меру, сколько сам человек, его восприятие мира.

Весь этот бесконечный, многоликий, но взаимосвязанный мир, в котором воедино слиты пространство и время, имеет в основе одни и те, же кирпичики - элементы, природе своей не являющиеся, ни материальным, ни идеальным. Одно из принципиальных учений Будды гласит, что "все сложные объекты бытия непостоянны". В оригинальной версии на языке пали для понятия "объекты" используется слово "санкхара". На санскрите "самскара" - слово, которое, прежде всего, означает "событие", "явление", а так же "действие", "акт", и только потом может означать существующие объекты или вещи. Это ясно показывает, что буддисты располагают динамической концепцией объектов бытия как постоянно меняющихся процессов.

В махаянской традиции космос нередко, как и в индуизме, символизируется танцем или бесконечной совокупностью танцев. Не этот ли тайный смысл единения с космосом несут в себе ритуальные танцы в буддийских монастырях Ладакха и Тибета? Как бы там ни было, один из лам следующим образом объяснил суть бытия: "Все вещи - это совокупность атомов, которые танцуют и своими движениями рождают звуки. Когда изменяется ритм этого танца, произносимые им звуки также становятся другими. Каждый атом постоянно исполняет свою песню, а звук в каждое мгновение рождает разные - и насыщенные, и тончайшие формы". Танец созидания и разрушения является основой существования материи, поскольку все материальные частицы "самовзаимодействуют" путем излучения и поглощения субатомных частиц. Такое представление не противоречит воззрениям современной физики, которая открыла, что каждая субатомная частица не только пополняет энергетический танец, но по существу, и являет собой такой танец энергии - пульсирующий процесс созидания и разрушения.

Как бы та ни было сравнение представлений о мире, путях и перспективах развития цивилизации планеты Земля, созданных в разные эпохи и в разных культурах, имеет большое эвристическое значение. В этом смысле буддийская концепция эволюции таит в себе еще немало загадок и открытий.