Космос в учении Будды

Как выглядит буддийская вселенная? Какова эволюция мироздания? На эти и многие другие вопросы отвечает буддизм. Трактаты по буддийской космологии были написаны ещё в V веке Буддагхошей (Шри Ланка) и Васубандху (Северная Индия). На ранних этапах буддийской истории космологические мотивы были в центре традиции как медитационный опыт Будды Шакьямуни и его ближайших учеников, особенно Махамоггаланы. Этот опыт породил яркие образы небесных миров, где благочестивые поступки людей вознаграждались, и ада - там люди наказывались за грехи.

С самого начала периода своего существования буддийская община приняла древнюю индийскую космографию с горой Сумеру (Меру) в центре, что нашло свое отражение в буддийском искусстве и храмовой архитектуре: буддийская ступа - космографический образ с горой Сумеру в центре и различными небесными сферами обитания. В палийском каноне, принятом всеми тхеравадинами (тхеравада или хинаяна "малая колесница" - южноиндийская буддийская школа, ее священные тексты написаны на палийском языке), представления о небесах и адских мирах были оформлены в концепцию пяти (позднее шести) сфер обитания: жители адских миров, страдающие духи, животные, асуры (полубожественные, полудемонические существа), люди, боги.

В канонической литературе и в ранних комментариях была также сформулирована концепция трех сосудов, или трех миров. В первой проповеди Будда так рассуждает о трех сосудах бытия:

- камалока (чувственный сосуд или мир желаний)

Эти три сосуда подразделяются на 31 уровень. Одиннадцать нижних уровней относятся к камалоке: на первом снизу уровне живут существа, совершившие аморальные с точки зрения буддийской этики деяния, то есть это уровень ада. Второй уровень - животные, птицы, рыбы насекомые и т.д. На третьем пребывают голодные духи. На четвертом - демоны, причиняющие зло другим существам - асуры. На пятом живут люди. Шесть последующих уровней заняты различными божествами.

Второй сосуд бытия состоит из 16 уровней, с 12-го по 27, они ассоциируются с низшими ступенями медитации. Третий сосуд состоит из 4 уровней и ассоциируется с 4 высшими ступенями медитации.

В литературе существуют сотни толкований буддийской космологической картины трех миров. Интересный анализ числовой символики модели буддийской космологии. Числовая композиция вне зависимости от конкретных различий в тех или иных школах, возникла как результат догматического толкования канонических повествований о жизни принца Гаутамы, ставшего Буддой, и сообразуется с количественным выражением различных законов и формул его учения.

Как известно, любая форма буддизма основывается на вере в перерождения, на положении о постоянной неудовлетворенности человека при его ориентации на социальные ценности и установки, на космологических представлениях о динамики трансформации личности процессе перерождений, на вере в возможность улучшения своей кармы и достижения просветления.

Основным методом достижения просветления во всех учениях объявляется срединный, или восьмеричный путь, различия, в толковании которого обуславливают появление сект в буддизме.

После освобождения Гаутамы от 5 скандх (скандхи - порожденные незнанием компоненты, которые составляют "Я" невежественного человека) шесть его органов чувств обрели блаженство (5 + 6 = 11 - чувственный сосуд). В течении четырех недель он медитировал, осмысливая 4 истины (4 * 4= 16). Когда же Будда постиг сущность третьего сосуда бытия, содержание 4 истин слилось с его сознанием.

При помощи медитации верующий осмысливает четыре благородные истины буддизма. Способы созерцания различны, но всегда четырехстадиальны. Отсюда вытекает формула этого метода, непосредственно связанная с числом уровней рупалока: 4 * 4=16 аспектов четырех истин.

В различных направлениях буддизма уровни арупалоки отождествляются со сферой чистой мысли, но трактуются по - разному. В махаяне ("большая колесница") арупалока характеризуется как космическое тело Будды, где 28-й уровень - созидательное тело, 29-й - тело радости, 30-й - тело учения, 31-й - самосуществующее тело. В тхераваде 28-й уровень - бесконечное пространство, 29-й безграничное сознание, 30-й - пустота, 31-й - не поддается описанию.

Идея перерождения в соответствии с кармой тоже по-разному трактуется различными школами. Тхеравадины верят, что в зависимости от благих и злых деяний индивида карма определяет сферу и уровень его дальнейшего перерождения, причем наиболее важным является пятый уровень, а в арупалоке карма отсутствует. В махаяне динамика развития в рамках космологической картины определяется кармическим состоянием и камалоки и арупалоки.

В буддийском космосе нет жестких границ между живой и неживой природой, между флорой и фауной, между живыми существами, мыслящими и неразумными. Каждая сфера, или уровень знания, содержит в себе потенции более высокой организации, плавно переходит в иные, как более низкие, так и более высокие состояния. Отсюда рождается благоговейный трепет перед всеми проявлениями жизни: ибо порхающая бабочка и тянущий травинку муравей могут являть собой, как формы низведенных плохой кармой людей, так и возможность в будущем реинкарнировать до уровня самой высокой разумности - стать бодхисатвой, или даже Буддой…


Автор: Сергей Колесников

02.06.10