Мантические ритуалы бу и ши в древнекитайском государстве Ци

Каждая из великих цивилизаций Востока уникальна. Древнекитайское государство не является исключением. Формирование уникальности китайского государства было обусловлено тем, что значительно удаленный от других центров древней цивилизации Китай на протяжении всей своей длительной истории не подвергался таким кардинальным переменам религиозно – культурного и социально – политического характера, какие испытывали цивилизации Ближнего Востока или Индии (эллинизация, романизация, исламизация). Это не значит, что Китай вовсе был свободен от внешних влияний и существовал изолированно, не испытывал никаких влияний извне.

Благодаря гигантской адаптирующей силе китайская культурная традиция стала способной быстро и радикально преобразовывать проникавшие в страну чужие идеи, умело и весьма гармонично их китаизировать, как это, произошло с буддизмом.

В результате такой адаптации обогащенная за счет притока новых идей и инокультурных влияний китайская цивилизация становилась более зрелой и совершенной, приобрела все большую уверенность в собственных силах и возможностях, в абсолютной ценности своих устоев и потенций. Это привело к тому, традиционная китайская культура, равно как и вся связанная с ней социально – политическая структура обеспечивали не только длительную и непрерывную историческую преемственность – единственную в своем роде, - но и быструю регенерацию основ китайской цивилизации в случае социальных катаклизмов или вражеских нашествий, сопровождавшихся порой опустошительными разрушениями.

Инструменты познания, присущие тем или иным культурам и цивилизациям, определяющие особенности формирования понятий о мире и человеке, имеющие место как на духовном, ментальном, так и, возможно, на генетическом уровне, и коренным образом определяющие особенность мировосприятия представителями той или иной нации начали формироваться ещё на ранних этапах всех древних цивилизаций.

Так, например, для китайцев характерными были такие инструменты познания, как: Инь и Ян, «три силы» (цянь, жэнь, ди – «небо, человек, Земля»), у син, или пять стихий и т.д. Не мене важным инструментом познания выступали различного рода мантические ритуалы, например такие как бу и ши (гадание на черепахе и стеблях подорожника).

Эпоха Чунь Цю («Вёсны и осени») охватывает период Китайской истории с 722 до н. э. по 481 до н. э., соответствующий летописи Чуньцю, составителем которой считают Конфуция. Этот период относят к началу династии Восточное Чжоу. Древнекитайское государство Ци находилось на востоке страны, в районе полуострова Шаньдун близ устья Хуанхэ. С IX века до н. э. Ци было одним из самых сильных удельных княжеств.

Мантика в древнем Китае носила государственный характер и была хорошо организована благодаря личному участию в ней правителя. Ритуал бу был реконструирован по данным текста «Чунь Цю». Ритуал бу был связан с древним культом предков «оберегающей черепахи». В случае сомнения при принятии решения правитель или высокопоставленный сановник отдавал особое распоряжение о таком гадании.

Специальный чиновник – гадатель (бужэнь) или историограф (ши) сообщали (лин) черепахе вопрос. Гадание совершалось в храме предков или (в походных условиях) его имитации. На прижженном панцире появлялся знак. После чего гадатель интерпретировал этот знак. Однако чаще интерпретаторами выступали другие лица: сам правитель или сановник, их жёны и родственники.

Предсказание чаще всего имело форму «благоприятно» или «неблагоприятно». Статистическая эффективность предсказаний достаточно велика. Практически все предсказания оказались правильными. Гадания считалось успешным в тех случаях когда, действия предпринятые в соответствии с интерпретацией результата, привели к успеху, а также если действия предпринятые вопреки рекомендации гадателя, не привели к успеху.

Мантический ритуал ши гадание на стеблях подорожника практически полностью совпадает с ритуалом бу. Распоряжение о гадании отдается правителем или чиновником, само гадание совершается специальным чиновникомю. Результат интерпретируется третьим лицом, однако заказчик и гадатель более активно (сравнительно с бу) вмешиваются в гадательный процесс.

Наиболее часто используемые темы для гадания: военные дела, жертвоприношения, служба, наследники и дети, болезни, местожительство, брак, длительность династии, сон, день погребения, постройки, просьбы к предкам, путешествия, охота, ход дня или недели.

Подводя краткие итоги следует отметить, что мантические традиции бу и ши можно рассматривать как соцоиокультурный феномен китайского общества достойный дальнейшего изучения и осмысления.


Автор: Сергей Колесников

10.05.10