Буддизм в Японии – психология мировоззрения 1

Развитие японской цивилизации имеет ряд особенностей таких как: островное положение, удалённость от европейских и ближневосточных центров цивилизации (страна практически избежала влияния эллинизации, романизации, исламизации), умелое использование принципа «опыления культур», при котором очень правильно, и своевременно заимствовались различные знания (философские, морально-этические, религиозные, правовые, знания из различных отраслей наук) с территорий рядом расположенных государств, таких как Китай и Корея.

Кроме этого необходимо отметить гигантскую адаптирующую силу культурной японской традиции, способной быстро и радикально преобразовывать проникавшие в страну чужие идеи, умело и весьма гармонично их канонизировать, как это, в частности произошло с буддизмом и конфуцианством.

Распространение буддизма в Японии было обусловлено рядом объективных исторических факторов, выявившихся в процессе развития японского общества. Эти же факторы в большей мере определили характерные черты японского буддизма, в том числе и такую его специфическую особенность, как тесную связь этой религии с государственной властью, практически со времени его появления(VI в.) на Японских островах. Факторы, обусловившие проникновение, распространение и расцвет буддизма в Японии, можно подразделить на несколько групп: социально-исторические, внешние, этнические, идеологические.

В истории японского буддизма можно выделить три больших периода:

1. VI в. - конец XII века. В этот период буддизм обслуживал централизованное государство, во главе которого стоял императорский двор и аристократические кланы. Японские историки буддизма, заимствуя христианскую терминологию, часто именуют принца Сётоку-тайси «Апостолом» буддизма в Японии, и известные основания для этого есть.

До нашего времени дошла занавеска с вышитой картиной «Небесного царства». Предание утверждает, что - это работа искусных рук Татибана Ирацумэ, супруги принца, а слова вышитые на этой занавеске, принадлежат самому принцу. Слова эти такие: «Наш мир-обман. Только Будда-Истина». Сохранилась буддийская рукопись-комментарий, «Сангё-но гиго» (Пояснения к трём сутрам) которая принадлежит руке того же принца Сётоку, поэтому неудивительно, что уже в статье 2 «Конституции Сётоку» своё юридическое закрепление находит буддизм: «Ревностно почитайте три сокровища; /Эти/ три сокровища суть: Будда, дхарма (т.е. буддийское учение), и сангха (т.е. монашеская община)».

Функциональной задачей буддизма в VII-VIII веках в Японии было формирование и укрепление централизованного феодального государства с одной стороны, а с другой стороны синхронизация базиса и надстройки японского общества. Совместно с конфуцианством буддизм идеологически обслуживал широко известную теорию «Универсального государства», под которым понимается общество, учрежденное правителем, верящим в существование и значимость (ценность) универсальных законов, которые могли бы быть воплощены на практике, не зависимо от различий исторических периодов и мест.

Универсальное государство, возникает, тогда, когда прежде враждебные племена, принадлежавшие к одной культурной среде, отказались от взаимного антагонизма (используя единый духовный базис - универсальную мировую религию буддизм) образовали единую политическую и военную общность. Эти идеи были заложены в «Конституции Сётоку»- декларации царей Ямато на пути создания централизованного государства, и в дальнейшем развиты в «Манифесте Тайка» (646г.). Сразу же после переворота Тайка на пост «Государственного доктора» (яп. «Куни-нохакасэ») так в тот период называли советников императора по государственным вопросам, причем советником высшего ранга был назначен китайский монах Мин. Таким образом, буддийская церковь была представлена в новом правительстве на самом высоком уровне.

Выход на политическую арену военного дворянства из восточных провинций и лишение императора (вместе с аристократией) реальной власти обусловили необходимость новой идеологической опоры бакуфу (военному правительству) и резко уменьшили роль старых императорских и аристократических институтов. Ведущее место начинает играть новые буддистские течения (амидаизм, дзен, натирэнизм).