История развития астрологии в древнем Вавилоне 1

Попытки угадать будущее свойственны человеческой душе. С предсказательством мы встречаемся на самых ранних этапах истории. В его основе лежит вера в то, что жизнь человека представляет из себя не хаотическое сплетение случайных обстоятельств, а закономерное нечто, о чем можно составить представление, зафиксировав определенные знаки и надлежащим образом их интерпретировав. Вере в возможность предсказания сопутствует также вера в то, что человек может тем или иным способом воздействовать на свое будущее - видоизменить его или приспособиться к нему наиболее выгодным для себя способом. Предсказательство есть внерелигиозная, но вместе с тем не совсем материалистическая, попытка сделать более комфортным существование человека на земле.

Предсказательство как явление человеческой культуры зародилось в Древней Месопотамии III тыс. до н. э. К этому периоду восходят первые свидетельства об астрологических предсказаниях. Самым ранним таким свидетельством можно, по-видимому, считать описание сна Гудеа, правителя города Лагаша (XXIV в. до н.э), в котором богиня Нибаса прежде, чем дать указание Гудеа о строительстве храма, изучает глиняную табличку, на которой изображены звезды. Возникновение астрологии тесно связано с астральными элементами месопотамской религии, но не полностью определяется ими. В астрологи они рассматриваются прежде всего как источник информации о событиях на Земле. Божественная природа светил не имеет для астролога определяющего значения. Там, где наряду с религиозным почитанием возникает утилитарный интерес к светилам как к источнику астрологических предсказаний, мы можем говорить о предпосылок для развитии астрологии.

Астрология прошла длительный путь развития в самой Месопотамии. Ее наиболее ранней месопотамской формой является астрология предзнаменований. Каноническим текстом этого вида астрологии считается серия клинописных табличек «Энума Ану Энлиль», написанная на аккадском языке во второй половине П тыс. до н.э. Астрология предзнаменований относится к разделу мировой астрологи: в ней рассматриваются события, касающиеся страны в целом, а также царя и его ближайшего окружения. Каждая строка этой серии построена по стандартной формуле: если (на небе) произошло событие А, то (на земле) то на земле последует событие В.

Основой для предсказания служат явления, астрономические и метеорологические, которые можно непосредственно наблюдать на небе в различных комбинациях: затмения Солнца и Луны, явления, связанные с движением Солнца, Луны и планет относительно звезд и друг друга, восходы и заходы планет и звезд и т. д. Эти события рассматриваются как знаки, предвещающие определенные события на Земле. Большое значение имеет временная фиксация событий в вавилонском календаре. Одно и тоже событие, по-разному датированное, может иметь различное истолкование. Теоретические представления о движении светил не играют никакой роли в астрологии предзнаменований.

Тексты, относящиеся к этой астрологической традиции, копировались в Месопотамии вплоть до эпохи Селеквидов (312 г. до н. э.- середина I в. до н.э.). Методы астрологии предзнаменований оказали глубокое влияние на развитие астрологии в соседних с Месопотамией регионах - Индии, Персии, Китае, Египте, Греции.

В середине I тыс. до н. э. в Месопотамии возникает новый вид предсказаний по небесным светилам, принципиально отличающийся от существовавшего прежде, - гороскопная астрология. В ее основе лежат две фундаментальные идеи: 1)концепция математического зодиака, заимствованная из астрономии, и 2)представление о том, что определяется силами, действующими в момент его рождения (или зачатия).

Предсказания по дню рождения встречались и ранее в Месопотамии, начиная со Старовавилонского периода (XVIII-XVI вв. до н.э.), в других видах предсказательства, до середины I тыс. до н.э. они не играли заметной роли в астрологии.

В дошедших до нас месопотамских гороскопах (наиболее ранний датируется 410 г. до н.э.) приводятся положения Луны и планет относительно знаков зодиака (или созвездий) для моментов рождения или зачатия ребенка, и на этом основании делаются предсказания о его будущем в довольно общей форме. Гороскопная астрология, таким образом, приобретает черты индивидуальной. Однако в них еще не используется представление об Асценденте - точке эклиптики, восходящей над горизонтом в момент рождения. Из шести дошедших до нас месопотамских гороскопов только в двух содержаться собственно предсказания, которые говорят о том, что новая традиция еще не утвердилась полностью, а существует наравне как часть древней традиции предзнаменований.

Фундаментальным отличием гороскопной астрологии от астрологии предзнаменований является ее теоретический характер. Используемый в ней зодиак нельзя непосредственно наблюдать на небе, это астрономо-математическая абстракция. В гороскопной астрологии источником силы, воздействующей на Землю, считаются не созвездия как таковые, а их умозрительный аналог - знаки зодиака. Рациональный анализ с элементами математики включает в себя и небесный регион, распространяясь также на область невидимого. Интересующие астролога положение светил относительно знаков не наблюдаются (поскольку время составления гороскопа может быть отстоять на значительный промежуток времени от момента рождения ребенка), а вычисляются теоретически. Последнее оказалось возможным благодаря успехам месопотамской математической астрономии: созданию теорий движению Солнца, Луны и планет, позволившей вычислять астрологические значимые явления для любого момента времени. Небесные знамения, которые нельзя определять с помощью математической теории (такие, например как цвет Луны в новолуние, облака, гало, радуга), перестают играть роль в гороскопной астрологии.

Историю развития астрологии в Месопотамии можно разделить на пять периодов.




Автор: Сергей Колесников