Аутоагрессия и саморазрушение 2


Психологические причины аутоагрессии

Психологические основы суицида довольно остроумно описывает психоаналитическая теория. С ее точки зрения, аутоагрессия возникает в случае глубокого конфликта мотивов внутри личности. Если объект агрессии дорог человеку или от него зависит благополучие, то включается защитный механизм перенаправления агрессии на другой объект или на себя. Несмотря на всю нерациональность такого решения, оно является приемлемым заменителем разрушительного первичного импульса.

Например, если мать существенно ограничивает свободу ребенка или чрезмерно жестка в воспитании, она все равно не перестает быть близким человеком. Но ограничиваемая и притесняемая личность требует свободы, главным инструментом достижения которой является агрессия, призванная круто изменить жизненную ситуацию. Налицо конфликт, требующий решения, и оно конечно же находится. Исследуя жизнь многих «борцов за идею», экстремистов, революционеров, и особенно ненавистников определенного класса (нации, политического движения или религиозного учения), мы чаще всего докопаемся до травмирующей матери или жестокого отца. Когда подходящий внешний объект по какой-либо причине не находится, агрессия переносится на самого себя, вызывая саморазрушительное поведение или суицид.

Есть и другой аспект у психологических причин аутоагрессии. Он касается истерических или демонстративных проявлений личности. Зная об эмоциональной связи с ним другого человека, потенциальный самоубийца может пытаться манипулировать этой связью с целью привлечь к себе внимание и придать отношениям более желательный характер. Насколько далеко зайдет манипулятор в этой игре неизвестно никому, даже ему самому.

Чем более осознан подобный мотив, тем менее трагичны последствия. Девушка может принять высокую дозу сильнодействующих таблеток, зная что ее спасут в больнице, но это изменит отношение к ней определенного молодого человека. Во всяком случае ей так кажется. Точно так же молодой человек может устроить мотоциклетные гонки на грани аварии под окном у любимой, не отвечающей взаимностью.

Менее осознаваемые мотивы могут быть более деструктивными. Неосознанное желание наказать людей за их невнимательность постепенно выливается в суицидальные мысли, а последние иногда воплощаются в суицидальные попытки. Обойденный вниманием представляет, как горько будут сожалеть о его смерти те, в чьем участии он так нуждался. И неважно, что подобные размышления не имеют под собой реальной почвы – «наказываемые» скорее всего вовсе не отреагируют на уход из жизни такого человека.

Социальные причины аутоагрессии

Социальные причины суицида по весомости не уступают психологическим, а может и превосходят последние. Причина девиантного поведения как ни странно кроется там, где ее можно было бы ожидать менее всего – в религии. Помимо прочего, религия это совокупность табу, а также рекомендаций, часто идущих вразрез с первичными импульсами. Например, запрет прелюбодеяния спутывает карты инстинктивным проявлениям человеческой природы. Требование не просто отказаться от уничтожения врага, но и полюбить его, тоже не способствует разрядке внутренней напряженности.

Будучи глубоко гуманным по сути, такой стиль поведения на практике приводит к аккумуляции агрессии и нарастанию внутреннего конфликта. Лишь немногим счастливцам удается трансформировать личность, полностью интегрировав религиозные требования во внутренний мир. У подавляющей части религиозного населения периодически наблюдаются спонтанные выбросы немотивированной агрессии, что и создает вокруг приверженцев религиозных учений отталкивающий ореол воинствующего фанатизма.

В некоторых случаях агрессия оборачивается против самого верующего, превращаясь в аутоагрессию. Масла в огонь сильно подливают концепции вины и искупления, широко пропагандируемые различными учениями. Совершая тот или иной «проступок» с точки зрения своей церкви, верующий ждет обязательного и неминуемого возмездия. Такое ожидание тягостно, и верующий сам старается приблизить час расплаты. Бессознательно желая искупления, он начинает делать ошибки, приводящие к травмам и неприятностям всех сортов. Получив «по заслугам» он с одной стороны испытывает облегчение, считая, что расплатился, а с другой стороны воочию видит действие «кары» и еще больше укрепляется в своей вере, еще туже затягивая петлю самонаказания.

Совершение особо тяжкого, с точки зрения исповедуемой религии, греха может повлечь уверенность в том, что содеянное искупается только смертью. Раздутое чувство собственной значимости внушает человеку мысль, что его жизнь настолько ценна, что может служить валютой для расплаты, причем валютой ценной. Если подумать здраво, то никакой ценности для пострадавших смерть виновника, равно как и его мучения, не имеют. Утрата близких, здоровья, ценностей никак не восполняются мучительным раскаянием преступника. Но эгоцентризм диктует свои правила, и провинившийся может твердо решить «искупить» свою вину. Бессознательный поиск смерти воплощается в саморазрушительное поведение и рано или поздно приводит к гибели, которая есть ни что иное, как завуалированный суицид.


Автор: Валентин Рыков

30.04.10