Философский анализ суицида 1

Для философии тема самоубийства всегда была актуальной, поскольку от ее осмысления во многом зависел ответ на такие вечные вопросы как: смысл человеческой жизни, свобода выбора личности. Является ли человек свободным в своих действиях и насколько велика степень этой свободы? Есть ли такая свобода вообще или жизнь человека детерминирована и мы являемся игрушкой независимых от нас обстоятельств и там, где нам представляется свободный выбор, на самом деле имеет место холодный и бесстрастный лик судьбы? Насколько свободен человек в своей жизни и свободен ли он в выборе своей смерти? Казалось бы, здравый смысл подсказывает, что в руках самого человека решение вопросов, связанных если уж не со своей жизнью, то со своей смертью. Мы можем быть недовольны жизнью, жаловаться на нее, тяготиться ею и даже ненавидеть ее, но нашу смерть у нас никто не может отобрать.

Известный французский философ-гуманист Мишель Монтень по этому поводу писал: «Почему ты жалуешься на этот мир? Он тебя не удерживает; если ты живешь в муках, причиной твое малодушие: стоит тебе захотеть - и ты умрешь». Философский анализ суицида - многогранная философская, социальная и психологическая тема, требующая системного осмысления и научной беспристрастности в раскрытии истоков феномена самоубийства. Современная наука установила, что акт самоубийства аккумулирует в себе множество факторов: философских, психологических социальных, экономических, политических, религиозных.

Под суицидом понимается умышленное самоубийство. Это поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации. Следует отличать суицид от такого явления как парасуицид, который характеризуется тем, что человек причиняет вред собственному здоровью, не желая наступления собственной смерти (например, благодаря передозировке снотворных препаратов).Самоубийство, если дать ему краткое определение, есть сознательное, самостоятельное лишение себя жизни. В этих двух основных дефинициях заключается его коренное отличие от убийства, в котором, по понятным соображениям, отсутствует элемент самостоятельности, и от несчастного случая, в котором отсутствует элемент сознательности и доминирует случайность.

Общеизвестно, что базовыми программами существования человека как биологического вида являются программа самосохранения и размножения. Тем не менее, иногда суицидальная программа в поведении личности становится доминирующей.

Существуют причины суицида и мотивы суицидального поведения. Исследователи выделяют такие причины суицида как:

Можно выделить некоторые основные побудительные мо-тивы суицидального поведения:

Суицид имеет исторический аспект своего изучения. Для философского анализа явления самоубийства в плане аксиологии (оценки разными народами в разные эпохи существования человеческой цивилизации суицида как негативного и одновременно позитивного явления).

Социально - философское осмысление феномена суицида началось в эпоху античности, продолжилось в эпоху средневековья, получило новый импульс в период новой и новейшей истории.

Эпоха античности. Античность подарила миру идеи свободы, демократии, философско-правовое осмысление действительности.

В древней Греции и Риме суицид рассматривался двояко. Философская идея индивидуальной свободы нашла свое закрепление в античном праве. В древней Греции право добровольно совершить суицид предоставлялось гражданам лишь в некоторых случаях, строго предусмотренных законом. Существовало понятие государственного яда. Это был яд цикуты.

Этот способ самоубийства мог выбрать тот, кого закон приговорил к смерти (это касалось только лично свободных граждан). Примером может служить Сократ, выпивший яд, который считал, что самоубийство может быть допустимым, если необходимость его определена богами. Если же гражданин хотел уйти из жизни по своей воле, то он должен был изложить свои причины ареопагу и, только получив разрешение, совершить акт самоубийства. Суицид, совершенный без разрешения властей, наказывался посмертным позором. У самоубийцы отсекали руку и хоронили такого человека отдельно.

В древнем Риме во времена правления императора Луция Тарквиния Приске (616-579 гг. до н.э.) тела самоубийц подвергали распятию или скармливали диким зверям. При императоре Публии Элии Траяне Адриане (117-138 гг. до н. э.) суицид квалифицировался как преступление. У виновного конфисковали имущество, запрещался траур по самоубийце, и тело не предавалось земле. В учениях эпикурейцев и стоиков акт суицида допускался. Это мотивировалось как преимущество человека перед богами.

В ситуации, когда купленный раб лишал себя жизни в течение шести месяцев с момента договора купли – продажи, то продавец обязан был вернуть покупателю деньги. Это объяснялось тем, что во времена античности раб был объектом, а не субъектом права.

В эпоху средневековья с приходом христианства коренным образом изменилось отношение к суициду. Постулаты христианства стали доминирующими в философской, религиозной и правовой мысли средневековья. В религиозной - правовой оценке акта суицида был взят за основу известный постулат «Кесарю кесарево», а «Богу Богово», в соответствии с которым бессмертной душой мог распоряжаться только тот, кто ее дал - то есть Всевышний. Проповедовался тезис о том, что всякому человеку достается в жизни ровно столько страданий, сколько он может вынести и не более того. Лишающий себя жизни верующий христианин дважды оскорбляет Бога: и как Творца и как Искупителя. Самоубийство стало рассматриваться церковными судами как общественно опасное, противоправное деяние - грех, направленное на подрыв общественных и церковных устоев.

Текст Библии повествует только о двух самоубийцах - израильском царе Сауле и Иуде Искариоте. Истинной причиной такого грехопадения, по мнению христианской, церкви было противопоставление себя Богу, гордыня человеческая и другие страсти. Августин блаженный писал «Как мы пришли на свет не по собственному желанию, так точно не имеем права и уйти из него без ведома и воли Того, Кто нас сюда прислал». Церковь объявила настоящую войну самоубийцам и их пособникам.

В странах континентальной Европы одинаково негативно относились к явлению суицида. Самоубийц обвиняли в связях с дьяволом, их отлучали от церкви, родственникам отказывалось в процедуре отпевания и христианского погребения. Тело самоубийцы подвешивалось за ноги для всеобщего обозрения, в сердце забивали осиновый кол, тела хоронились на перекрестках дорог или сжигались.

Иное отношение к суициду в период средневековья было Азии например в Японии. Широкое распространение получило такое явление как сеппуку - ритуальное самоубийство, совершать, которое могли только самураи.

Первые сведения о совершенных сёппуку относятся к периоду 1150-1170гг. В 1333г. первая эпоха власти самураев, камакурский сёгунат (1192-1333гг.), окончилась трагически. Три феодала Асикага Такаудзи, Нитта Иосисада и Кусуноки Масаситэ возглавили мятеж, разгромили правительственные войска и сожгли столицу первого сёгуната - город Камакуру. Когда мятежники ворвались в город и дома заполыхали огнем, теснимые защитники Камакуры отступили на кладбище храма Тосё. Там, чтобы избежать унизительного пленения и избежать постыдной публичной казни сиккэн Ходзё Такатоки (1303-1333гг.), сёгун Морикуни (1308-1333гг.), его домочадцы и 800 верных его вассалов совершили сёппуку.

Отношение самурая к смерти отражало даосско-буддийскую систему мировоззрения, определявшей жизнь человека как звено в бесконечной цепи перерождений и смертей. Самоценность земной жизни для ревностного буддиста любого направления была очень невелика, жизнь рассматривалась как иллюзорный кратковременный эпизод в бесконечной драме Бытия.

Дзэнская философия о жизни и смерти была правовой, морально-этической и методологической основой поведения профессионального воина-самурая и полностью оправдывала акт суицида.

В период Новой и Новейшей истории западная цивилизация периодически проводила переоценку своего отношения к суициду.

Значительные изменения произошли в XVIII веке. С утверждением новых буржуазных отношений после начала эпохи бурного развития науки суицид стали рассматривать не только как «сделку отдельного человека с искусителем (дьяволом)», но и как результат взаимодействия индивида и общества.

Начиная с XIX в. акт самоубийства начинает оцениваться не как церковный грех, а как проявление болезни человека, при которой нарушается нормальная психическая деятельность. Перестает употребляться термин self-murder – самоубийство. Общепринятым становиться термин – suicide, появляется наука – суицидология.

С начала XIX века наблюдается постоянное и равномерное возрастание статистики самоубийств во всех странах мира.

По прогнозу Всемирной организация здравоохранения к 2020 ежегодно будут кончать самоубийством 1 500 000 человек.

По официальной статистике, каждый год в мире кончают жизнь самоубийством примерно 1100000 человек. Среди них: 350 тысяч китайцев, 110 тысяч индийцев, 55 тысяч русских, 31 тысяча американцев, 30 тысяч японцев, 12 тысяч украинцев, 10 тысяч французов... Около 19000000 человек ежегодно совершают неудачные попытки суицида.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) делит все страны по показателю суицида на три группы. По итогам 2007 года высокий уровень суицида (свыше 20 человек на 100 тыс. населения) наблюдается в Литве – 42 человека, Белоруссии – 37, России – 36, Казахстан – 30, Украина – 25, Япония – 24.

Средний уровень самоубийств (от 10 до 20 человек на 100 тысяч населения) зарегистрирован во Франции – 18, Молдова – 17, Китае – 14, Германии – 13, США -11.

Низкий уровень самоубийств (до 10 человек в год на 100 тысяч населения) в Италии – 7, Израиле – 6, Греции- 3, Азербайджане – 1.

Меньше всего суицидов совершается в Египте, на Гаити и Ямайке - в этих странах уровень самоубийств близок к нулю.

Украина традиционно относится к странам с высоким уровнем самоубийств. Демографические статистические данные, по Донецкой области, приведенные в таблице красноречиво свидетельствуют о возрастающей динамике этого социального явления.

В 2009 г. от самоубийств в Донецкой области умерло 1169 человек, это на 7,1% больше, чем в 2008г. Из них 79,6% - мужчины, из которых 77% находились в трудоспособном возрасте (16-59 лет). Наиболее высокая смертность от самоубийств в мужчин наблюдаются в возрастной группе 25-29 лет. В возрасте от 30 до 40 лет происходит некоторое снижение этих показателей, а в возрасте 40-49 лет - снова рост количества самоубийств. Уровень смертности от самоубийств у женщин обычно в 5-6 раз ниже, чем у мужнин.

Подводя краткие итоги, следует отметить, что проблема добровольного ухода из жизни всегда будет волновать человечество и едва ли однозначное мнение относительно самоубийства будет единственно правильным. Наверняка даже в самом гуманном обществе будут иметь место жизненные обстоятельства и ситуации, которые будут приводить людей к опасной черте. Количество суицидов в том или ином государстве показывает насколько оно больно и безнравственно к своим гражданам.

Но, опираясь на неповторимую ценность каждой человеческой жизни, общество (государство) может и должно помочь каждому сформировать жизнеутверждающее мировоззрение, проникнуться верой в великое предначертание человека. А каждый, кто задумал совершить суицид должен помнить слова Святого Апостола Павла, сказанные им Послание к Римлянам (14.22.) «Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает».