Как отучить ребенка от соски?

У новорожденного ребенка совсем немного способов взаимодействия с внешним миром. Он еще не говорит, не ходит, даже не может исследовать большое количество предметов, дотягиваясь до них. Но грудь матери – объект, присутствующий изначально и играющий центральную роль в жизни новорожденного. Сосок, поднесенный к губам и приведенный с ними в соприкосновение, вызывает сосательный рефлекс. И вместе с молоком матери в юный организм проникает жизнь, умиротворение и покой. Будучи задействованным, сосательный рефлекс моментально успокаивает даже самого возбужденного и капризного ребенка, и каждая мать об этом знает. Достаточно занять кричащий рот пустышкой, и все проблемы решены. Появляется соблазн использовать этот способ по любому подходящему и неподходящему поводу. Но так ли это правильно? Ребенок не всегда капризничает без веской причины. Иногда он требует внимания, хочет получить какой-либо предмет или просто приблизиться к миру взрослых, пусть пока и не самым эффективным образом. И что хорошего, если ему буквально заткнуть при этом рот?

Злоупотребление соской приводит к незаметным с первого взгляда, но очень неприятным последствиям. Во-первых, ребенок попросту устает от пустышки. Израсходовав энергию на сосание «вхолостую», он более вяло берет грудь, чем вызывает тревогу мамы. Чувствуя, что не все в порядке, мать начинает переводить его на питание из бутылочки, даже несмотря на то, что есть и молоко, и потребность в нем у ребенка. Естественно, все получается очень хорошо – смесь поступает в рот почти без усилий. Но и расплата следует мгновенно. Совершенно здоровый до сих пор малыш вдруг внезапно «простужается» и начинает если не болеть, то чувствовать себя нехорошо. Но дело не в «простуде», а в том, что ребенка по недоумию отлучили от груди раньше времени. Что такое преждевременное отлучение от груди и питание без усилий с точки зрения психологии, это отдельный разговор, но могу сказать совершенно определенно – ничего хорошего.

Во-вторых, сосание для ребенка это что-то вроде успокоительного средства для взрослого. Аналогия очень точна, так как при сосании в кровь выбрасываются эндорфины – естественные наркотики организма, отчего и наступает счастливое успокоение. Иногда это полезно, но злоупотреблять не стоит. Постоянное сосание снижает общий тонус организма ребенка, отвлекает его от исследования внешнего мира, тормозит моторику, и в конечном итоге замедляет психическое развитие. Это, пожалуй, самое худшее. Есть еще и мелкие неприятности, вроде заглатывания воздуха при постоянном сосании и вызываемого этим нарушения пищеварения.

Как отучить ребенка от соски? Для начала нужно отучить от нее самих себя. В том смысле, чтобы перестать затыкать ребенку рот с целью облегчения собственной жизни. Надо принять твердое решение уделять ребенку больше внимания и потратить время и силы на расставание с соской. Делать это можно после года. Если ребенок продолжает сосать соску в три года, то впору бить тревогу. Помимо колоссального психологического вреда появляется риск серьезного нарушения прикуса.

В любом случае нежелательно просто выбросить соску и поставить ребенка перед фактом. Скорее всего, такой поход его травмирует, хотя и не обязательно. Лично мне известно множество примеров совершенно спокойного волевого расставания с этим предметом.

Существует много хитроумных способов добиться желаемого окольными путями. Некоторые рекомендуют смазывать соску горечью, чтобы ребенок отказался от нее сам. Я нахожу такой метод очень перспективным, но сложным для правильного исполнения. Дело в том, что горечь нужно наносить в очень низкой концентрации, постоянно ее увеличивая. В противном случае результат будет таким же, как и при одномоментном отказе. И нужно понимать, что в отличие от ребенка, взрослые не так чувствительны к горечам и даже находят в них удовольствие, так что и на это надо делать поправку.

Еще один «хитрый» способ – постепенно уменьшать соску. Можно отрезать от нее по маленькому кусочку, или решать задачу еще более сложно. В этом случае отказ в конце концов произойдет плавно и по техническим причинам – соска перестанет выполнять свою функцию. Хотя я ни разу не сталкивался с применением подобного метода и слышал о нем только в теории.

На мой взгляд самым правильным является естественный метод постепенного перенаправления внимания ребенка от соски на такой интересный и многообразный окружающий мир. Можно прятать соску и искать ее с ребенком, но находить не сразу. Велика вероятность, что в процессе поиска малыш забудет о его цели и переключится на игру.

Высшим пилотажем манипуляции служит метод дозирования внимания. Дети очень требовательны к вниманию и так же чувствительны к его отсутствию. Всякий раз, когда ребенок держит соску, надо стараться быть немного более прохладным и отстраненным, а как только он избавляется от нежелательного предмета, наоборот, сосредотачивать на нем максимум внимания. Со временем малыш сам начнет пытаться воздействовать на взрослых и избавляться от соски. Способ трудный, но универсальный. Овладев им, родитель получает инструмент мягкого, не травмирующего влияния на ребенка.


Автор: Валентин Рыков

20.04.10