Стигматы

Стигматы

Кто такие стигматы? На протяжении уже многих веков среди богословов, философов, мистиков, истинно верующих и воинствующих атеистов не утихают споры о том, кто такие стигматы и что же на самом деле означает это явление. В данной статье, не ущемляя чувства сторонников и противников этого феномена, будет предпринята попытка объективно и беспристрастно взглянуть на это явление с разных позиций. Сам термин «стигматы» имеет греческое происхождение (stigma, stigmatos) и переводится как знак, пятно, рубец, укол. Во времена Великой Римской империи этим словом обозначалось клеймо на теле раба или преступника. Современное значение термина иное. Стигматы - это люди, у которых в результате католических религиозных практик необъяснимым образом на теле появляются раны, покраснения на участках кожи, а иногда и язвы в тех местах, где, по преданию, у распятого римлянами Христа были раны от тернового венца, гвоздей и копья римского сотника Гай Кассия Лонгина.

История явления

Стигматы - явление, известное с древних времен. Некоторые исследователи считают, что первым стигматом был уроженец г. Тарс - столицы римской провинции Киликии, автор «Деяний апостолов» Апостол Павел. Павел не был одним из двенадцати апостолов и непосредственным учеником Иисуса Христа во время Его земной жизни. Так сложилась судьба, что Павел был воспитан в традициях фарисейского благочестия. От отца к Павлу перешло не только римское гражданство, но и латинское имя Paulus. Получив прекрасное образование (обучался Торе и искусству её раввинистической интерпретации), Павел становится членом синедриона с правом голоса казнить христиан. В молодости принимал активное участие в гонениях на раннюю христианскую церковь и преследовании первых христиан «…получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос» (Деян. 26:10).

Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом, привёл его к обращению в христианство. За распространение христианства апостол Павел, как римский гражданин был не распят, а обезглавлен в Риме во время правления императора Нерона в 64 году (по другой версии - в 67-68 гг.). В Послании к Галатам 6:17, апостол Павел пишет: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем». Эти слова апостола можно толковать как дословно, в смысле обретения им стигматов, так и метафорически. Тем не менее, это одно-единственное упоминание о явлении стигматизма периода раннего христианства. После этого более тысячи лет о появлении стигматов ничего не было известно.

Однако большинство авторов считают, что все - таки первым стигматом был Франциск Ассизский - легендарный основатель монашеского ордена францисканцев. Рассказы, легенды о нём собраны в анонимном сборнике «Цветочки свыше Франциска Ассизского» (рус. пер. 1913). Как известно из его жизнеописания, за два года до смерти, в 1224 году во время праздника Воздвижения Святого Креста у него появились раны на местах, которыми Христос был пригвожден к кресту. Факт наличия знаков Христовых на теле Франциска был подтвержден его личным биографом - францисканским монахом Томасом де Челано (Tomas de Celano) в его работе «Трактат о чудесах». Аскет закончил жизнь словами: «Жить и умереть мне одинаково сладко».

Возникает закономерный вопрос: сколько за всю историю было носителей знаков страданий Христовых? Однозначного ответа не существует и не может существовать. По разным оценкам исследователей этого явления, за последние 778 лет можно назвать 406 относительно достоверных случаев стигматизма. Антуан Эмбер Гурбер (1818 - 1912) - французский православный врач, профессор кафедры терапии в Клермон-Ферран (Франция) в своей монографии «Гипноз и стигма» (Париж, 1899г.) называет цифру 321. Подавляющее большинство носителей стигматов были католиками (68 процентов), остальные - членами различных религиозных сект. Девяносто процентов стигматов - женщины. Значительную часть случаев можно найти среди членов религиозных орденов, в частности, доминиканцев и францисканцев. Явлению стигматизма покорны все возрасты. Иногда они проявляются даже у маленьких детей. Примером может служить Клоретта Робинсон, афроамериканка из Окленда (США). Уже возрасте 10 лет у Клоретты проявились стигматические проявления. В школе на уроке по изучению религии у неё из ступней, груди и лба пошла кровь. В ходе медицинского обследования было установлено, что девочка физически была абсолютно здорова, росла и воспитывалась в глубоко религиозной католической семье. Всё свободное время от приготовления уроков читала Библию.

Формы и особенности проявления стигматизма

1. Внешние. Таких проявлений подавляющее большинство. Встречаются кровоточащие раны на руках и ногах, раны на лбу, как от тернового венца, раны на боку под ребрами, отметина на плече от несения креста, иногда наблюдались следы бичевания, а также различного рода графические изображения (например, в форме креста на лбу). Уже в наше время в 2002 году у молодого католического священника (род. 24 января 1971) из храма Святой Матери Божией в Загребе появился такой стигматический знак.

2.Внутренние. Наблюдались довольно редко и с точки зрения современной науки наименее доказательны. Внутренние стигматы были обнаружены у Е. Савеллы. В 1691 году после ее смерти медиками было произведено вскрытие, которое показало, что стигматы открылись на сердечной мышце в форме распятия.

3. Особенности месторасположения стигм. В ходе наблюдения и изучения было установлено, что у ряда стигматизированных святых расположение ран на теле не совпадают с их расположением на теле Христа. В ряде случаев располагались в инвертированном виде (раны, которые на Распятии изображены слева, у носящего стигматы проявлялись справа.) Это означало, что восприятие было направлено непосредственно на конкретный зрительный образ (картина, Распятие в храме), которое находилось прямо перед верующим.

4. При лечении методами современной медицины стигматов врачам не удавалось добиваться положительной динамики в лечении кровоточащих ран. Был отмечен интересный факт: у наблюдаемых стигматов раны не издавали зловонного запаха, иногда издавали запах духов.

Механизм проявления стигматизма

Анализируя явления стигматизма, исследователями была выявлена общая закономерность проявления феномена, которую условно можно назвать «триада стигма». Было замечено, что алгоритм появления стигм у носителей явления практически не меняется из века в век. Последовательность триады стигмы незамысловата и включает в себя следующую хронологическую последовательность: «религиозный экстаз – видения – стигматы».

Причины возникновения феномена

Существует несколько версий по поводу того, почему стигматы начали появляться только в начале второго тысячелетия. Первая версия связывает появление стигматов с обострившимися религиозными дискуссиями в христианском мире. Гром грянул в 1054 году, когда Константинопольский патриарх Михаил I Кируларий и римский легат кардинал Гумберт Сильва-Кандидский предали друг друга анафеме, в результате чего произошел раскол христианства на католическую и православную церкви. После оформления раскола христианства в 1054 году на католическую и православную церкви, католики провозгласили так называемую «концепцию Воскресения». Канонические размышления сконцентрировались на разработке идей человеческой природы Спасителя. Был учрежден новый церковный праздник Тела Христова (Corp Christi). В этот праздник верующие ещё раз вспоминают о телесной земной жизни Иисуса из Назарета с момента его рождения до светлого Христового воскресения. В 1264 году римский папа Урбан IV придал этому празднику статус общецерковного. Корпус Кристи - праздник, посвященный почитанию Тела и Крови Христа. Именно к этому времени и относятся первые сведения о появлении стигматов.

Существует другая теория, которая объясняет появление стигматов спецификой средневекового католического искусства в его самых разнообразных формах (живопись, скульптура и архитектура) и его колоссальной силой психологического воздействия на верующих. Особенностью психологического восприятия религиозного искусства было то, что оно, с одной стороны оказалось доступным массовому сознанию благодаря своей образно-наглядной форме, с другой - решало важные мировоззренческие проблемы. Искусство воспринималось как своего рода библейский текст, легко «читаемый» верующими посредством многочисленных скульптурных и живописных образов. Архитектура и скульптура средних веков были «Библией в камне». Живопись выражала те же библейские темы в красках и свете.

Достаточно вспомнить шедевры европейского изобразительного искусства: Ганс Мемлинг «Распятие Христа», Иероним Босх «Несение креста со Св. Вероникой», Дуччо «Распятие», Антонелло да Мессина «Распятие», Ганс Мемлинг «Распятие Христа», Лукас Кранах Старший «Распятие», что бы почувствовать и понять психологию средневекового искусства. Психологическая посылка исходила из того, что натуралистические изображения страданий и мучений Христа, всех событий Священной истории должны вызывать у верующих особые эмоциональные состояния вплоть до религиозного экстаза. Католическая система регламентации художественной практики западноевропейского средневековья предполагала, что художник не только показывает общее изображение страданий Спасителя и других библейских персонажей, но и обращает большое внимание на детальное изображение ран, капель крови, эмоционального состояния. Такая практика способствовала колоссальному психологическому воздействию на верующих.

В средневековой Европе XI-XII вв. католический собор представлял собой нечто гораздо большее, чем только место для проведения церковных служб. Наряду с ратушей, он выступал средоточием всей общественной жизни, часто в соборе заседал парламент, кроме богослужений читались университетские лекции, исполнялись театральные мистерии. Торжественно-театральный ход богослужения, сопровождаемый органной музыкой, эффектно сочетался с архитектурным обликом храма, оказывая весьма сильное впечатление на прихожан, а для некоторых верующих ощутить лично страдания Христа становилось смыслом бытия земной жизни, и как результат - религиозное мировоззрение одержало убедительную победу над светским.

Отношение к стигматам в православии и католицизме

Отношение католической церкви к стигматам можно охарактеризовать как сдержано – выжидательное. В католицизме стигматы почитаются как особо ублажившие Создателя подвижники. На протяжении всей истории существования феномена официальный Ватикан весьма настороженно относится к фактам их появления у лиц, их имевших. Официальный сайт Ватикана http://www.vaticanstate.va/IT/homepage.htm не предоставляет никакой информации о стигматах, их количестве и о самой процедуре канонизации таких лиц. Закономерно возникает вопрос: почему не все стигматы прошли процедуру канонизации? Наверняка вопрос останется без ответа. В разрозненных источниках в интернете содержится информация, что после смерти стигмата до момента канонизации должно пройти иногда до 100 лет. Священники и медицинские эксперты, назначаемые Ватиканом, тщательно изучают каждый случай появления стигматов, принимая во внимание все детали «за» и «против».

В Ватикане вопросами причисления к лику святых занимается Конгрегация по канонизации святых (лат. Congregatio de Causis Sanctorum). Конгрегация руководит процессами:

1. Беатификации - причисление умершего к лику блаженных в католической церкви. Беатификация понимается как этап, предваряющий канонизацию. Папа Бенедикт XIV установил главный набор требований к процессу беатификации:

- проверка католической ортодоксальности сочинений, если таковые имеются;

- оценка проявленных добродетелей;

- наличие факта чуда, произошедшего после смерти кандидата по молитвам к нему (это требование необязательно для мучеников).

Например, Анжела из Фолиньо (1248-1309гг, Италия) была беатифицированна в 1701г (по другим источникам - в 1693г.)

2. Канонизации, в ходе которой происходит причисление праведника к лику святых.

3. Присвоения титула Учитель Церкви.

Конгрегация по канонизации святых готовит беатификационные и канонизационные материалы в три этапа:

1. Оказание помощи епархиальному епископу и предоставление разрешения на начало беатификационного (канонизационного) процесса;

2. Изучение представленного материала о добродетелях или мученичестве кандидата, о продолжительности его почитания;

3. Организация дискуссий и голосование. Ходатайство Конгрегации о беатификации или канонизации направляется папе римскому, который принимает окончательное решение.

Возглавляет конгрегацию по канонизации святых префект Паоло Родари.

В отличие от католической, отношение Русской Православной церкви к стигматам крайне отрицательное. С точки зрения канонического православия, в появлении стигматов, которые являются просто механическим повторением ран Христовых, нет никакого смысла. Согласно Писанию Христос претерпел раны, болезни и страдания за всех людей. А в ситуации со стигматами получается, что не за всех. Таким образом, стигматизм рассматривается как вызов, проявление гордыни, чисто чувственное явление и никакого отношения к Богу и Божественной благодати иметь не может, а иногда просто как богохульство, порожденное дьявольскими происками. Такая позиция имеет свое каноническое обоснование. Ученик Иоанна Златоуста христианский святой, почитаемый в лике преподобного, отшельник, автор аскетических сочинений Нил Синайский (Нил Постник) (ум. ок. 450), предупреждает: «Не желай видеть чувственно Ангелов, или Силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам - демонам».

Краеугольным камнем в православии является учение о «Прелести». Под этим термином понимается вид искушения, духовного самообмана, при котором христианин свои нервно-психические побуждения и порождаемые ими иллюзорные видения и откровения принимает за действие Божьей благодари.Преподобный Григорий Синаит (XIV в.) уточняет: «Прелесть в двух видах является - в виде мечтаний и воздействий».

Православие, в отличие от католицизма, в понятие «ношение язв Христовых» вкладывает совершенно другое значение. В православной традиции ношение язв Господа Иисуса Христа совершается у христиан тремя способами:

1. сердечной любовью к Богу;

2. мученичеством (например, у апостолов и христианских мучеников);

3. добровольным самоумерщвлением (заковывание себя железными поясами и веригами, которые облеклись в колючие власяницы).

Стигматы с точки зрения современной медицины

Для современной медицины нет ничего священного и неприкосновенного. Любое явление объективной действительности рассматривается с точки зрения медицинской патологии или нормы. Стигматы не являются исключением. С точки зрения современной психиатрии стигматы имеют признаки кровоточивости неврогенного происхождения, которая в свою очередь разделяется на:

1. Невропатическую или истерическую. Эти виды патологии на практике встречаются достаточно редко, поэтому патогенез (механизм зарождения и развития болезни и отдельных её проявлений) заболевания остается не достаточно изученным. Клиницисты отмечают связь патологии с истероидными реакциями и психопатизацией личности больного.

У не стигматов суть патологии заключается в способности больно вызывать кровоточивость в виде выделения капелек крови из неповрежденной кожи или слизистых оболочек, кровавых слез, кровавого пота, спонтанных кровотечений из-под ногтей, надбровных дуг, ушной раковины, а также выделение крови из мочеиспускательного канала. У религиозных стигматов выделение крови из кожи имеет место в тех местах, которые соответствуют местам, где по приданию при распятии Христа были вбиты гвозди. Диагностировать такую патологию помогает совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путём расспроса самого обследуемого или знающих его лиц, констатация наличия психопатологических изменений личности, присутствие проявлений религиозного фанатизма у больного. Кровоточивость неврогенного происхождения изучали отечественные врачи – клиницисты: Степанов П. И.(1938); Лорие Ю. И.,(1959); Дубейковская Е. Г.,(1959). Особый интерес вызывают исследования кровоточивости неврогенного происхождения, проведенные российским гематологом, член-корреспондент РАМН Баркаганом З.С., изложенные в «Руководстве по гематологии» под ред. Воробьева А. И. (М.: Ньюдиамед.- 2005. - т.3).

2. Имитационную или синдром Мюнхгаузена

Это заболевание впервые было описано в 1951 г. R. Asher. Синдром получил название в честь известного мечтателя и фантазера, сочинителя невероятных историй барона Мюнхгаузена.

Суть явления. Это искусственно вызываемое кровотечение (имитация) – одно из проявлений истерического невроза или других нарушений психики. Больные имитируют склонность к кровоточивости приемом больших доз химических веществ и лекарственных средств, угнетающих активность свёртывающей системы крови, путем повреждения слизистых оболочек или какими-либо иными способами. При имитационной кровоточивости человек может произвольно воспроизводить у себя подчас весьма тяжелый геморрагический синдром.

Этот вид патологии характерен для так называемых псевдо стигматов, когда кровоточащие раны являются результатом имитации кровотечений.

Подводя итоги, следует сказать, что феномен стигматов реально существует.

Оценка явления не однозначна и порой противоречива и зависит от религиозных, философских и естественно – научных представлений исследователя применительно к социальным условиям конкретной эпохи. Религия, философия, эмпирическая реальность в их логическом развитии никогда не могут быть сведены к единству. Научное мировоззрение не является синонимом истины точно так же, как не являются ею и интуитивное мировоззрение, религиозные и философские системы. Все они представляют лишь подходы к ней, различные проявления человеческого духа. Научное мировоззрение обогащает религию, искусство, обыденное сознание - дает новые возможности глубже понять окружающий мир. И небезосновательно писал К. Э. Циолковский «Наше знание - капля, а незнание - океан».

Литература:

1. Antoine Imbert-Gourbeyre. Monograph «L"Hypnotisme et la Stigmatisation». (1899)

2. Dr. Pierre Janet. Bulletin de l"Institut psychologique international, Paris.1901.

3. Ian Wilson. Stigmata: An Investigation In to the Mysterious Appearance of Christ"s Wounds in Hundreds of People from Medieval Italy to Modern America. Harper & Row Publishers. 1989.

4. Johann Joseph Von Gorress. The Stigmata: A History Of Various Cases (1883). Kessinger Publishing. 2008.

5. Omer Englebert. St. Francis of Assisi: A Biography. Servant Books. 1965.

6. Андрей Кураев. Вызов экуменизма. М., 1997.

7. Быков А.А. И.Лойола. Его жизнь и общественная деятельность. СПб., 1890. С. 28

8. Воробьев А. И. (ред.). Руководство по гематологии. М.: Ньюдиамед. 2005. т.3.

9. Глаголев С. С. Сверхъестественное Откровение и естественное богопознание вне Церкви. Харьков. 1900.

10. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. /Пер. с англ. М., 1910. С. 337.

11. Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения: В 5 т. Т. 1. 3-е изд. СПб., 1905. С. 559.

12. Леон Шерток. Непознанное в психике человека. Прогресс. М. 1982.

13. Лодыженский М.В. Свет Незримый. Пг., 1915. С. 129.

14. Откровения блаженной Анжелы. М., 1918.

15. Преп. Григорий Синаит. Главы о заповедях и догматах. Гл. 131 // Добротолюбие. М., 1900. Т. 5. С. 214.

16. Преп. Нил Синайский. 153 главы о молитве. Гл. 115 // Добротолюбие: В 5 т. Т. 2. 2-е изд. М., 1884. С. 237.

17. Филип К. Дик. Стигматы Палмера Элдрича. СПб.: Домино, 2010.

18. Христианство. Словарь. (Под общ. ред. Л.Н.Митрохина и др.) М., 1994.

19. Словарь средневековой культуры. М., 2003.

20. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.