Религиозное мировоззрение

На заре человечества, когда еще не было религиозного мировоззрения как такового, а все научные и технические достижения были далеко впереди, люди были полностью зависимы от превратностей окружающей среды. Эпидемии, засухи и наводнения, лесные пожары — каждое из этих явлений могло провести финальную черту в существовании целых племен. Это не говоря уже о нападениях живущих по соседству хищников и множестве болезней, которые угрожали смертью каждому. Поэтому людям очень хотелось «договориться» с разрушительными природными явлениями, каким-либо образом их задобрить и отвести от себя угрозу. Если можно было завоевать благосклонность соплеменника, сделав ему подарок, то почему бы не попробовать сделать подарок сущности дождя, Солнца, ветра? Такая логика и привела к появлению магической картины мира. Все значимые явления природы были персонифицированы, названы именами, и во всех племенах стали возникать сложные правила подношений богам — жертв. И чем большего хотели от божества, тем более значительные жертвы ему приносили, пытаясь снискать его благосклонность. Хвалебные песни, цветы, еду и напитки приносили в жертву любимым богам, а в голодные годы во многих народах случались и человеческие жертвоприношения, как отчаянная попытка выпросить дождь или прекратить эпидемию.

Но общество не стояло на месте в своем развитии. От племенного устройства повсеместно стали переходить к монархиям. Племена укрупнялись, сливались, и во главе мощных племенных союзов воцарялся один правитель. Рано или поздно социальные новшества должны были сказаться и на религиозном мировоззрении. Если над людьми главой мог быть один человек, то наверное, мог быть и такой главный бог, который бы стоял над всеми богами. Уже не бог, а Бог. В первую очередь, такая позиция была выгодна монархам. Если удастся убедить соплеменников в наличии главного Бога над богами, стихиями и духами, то идея доминирующего монарха будет встречать гораздо меньше сопротивления. Убежденность в существовании иерархии на небесах прекрасно работала на идею иерархии в государстве. Со временем превосходство концепции единого Бога стало очевидным — большие и хорошо организованные армии царств без труда громили малочисленные и стихийные вооруженные отряды мелких племен. Вот уж точно — молитва, возносимая самому главному Богу, в конечном итоге оказывалась эффективнее молитв язычников. Пусть и далеко не все осознавали социально-политическую подоплеку такой эффективности, но результат был налицо.

Религиозная картина мира и религиозное мировоззрение не могли не отреагировать на переход от монархии к капитализму. С одной стороны, очень не хотелось расставаться с выстроенной идиллической картиной, где был единый Бог на небе и единый правитель у народа на Земле, но, с другой, что было делать? Точно так же, как в свое время прогрессивные монархии победоносно шествовали по всему миру, поглощая разрозненные племена с их ничтожными божками, теперь на передний план стал выходить ученый, инженер и промышленник — циничный капиталист, измеряющий успех размахом своего предприятия. Что могли ему противопоставить цари со своими патриархальными подданными, вспахивающими землю лошадками?

Сначала, конечно, пробовали объявить капиталистов слугами дьявола, а сам капитализм началом апокалипсиса. Достижения инженерного искусства внушали суеверный страх простым людям, который старательно подогревался духовенством. Но слишком велик был соблазн. И потомки тех, кто некогда использовали концепцию единого Бога для укрепления власти, теперь подвергли ревизии религиозное мировоззрение, чтобы не выпустить из рук эту самую власть. Слишком многие блага сулил новый подход, а новый подход требовал нового религиозного мировоззрения.

К счастью, ничего радикально менять не пришлось. Надо было только немного снизить накал страстей вокруг религии, немного перенести акцент на мирское. Действительно, какому промышленнику нужен работник, больше пекущийся о загробной жизни, чем желающий заработать денег? А яростное поклонение «самому главному» сводило на нет корпоративные ценности — важнейший элемент любого серьезного предприятия. Таким образом, идеологи новой формации стали прилагать усилия к децентрализации религиозного мировоззрения масс. Наряду с единым Богом, против которого явно выступать не стали, чтобы не взорвать шаткое равновесие, пропагандировались ценности семейные, клановые, материальные.

И, надо сказать, концепция быстро нашла своих почитателей. Многие нашли, что делать карьеру в этой жизни гораздо интереснее, чем заботиться о призрачном загробном спасении. Масла в огонь подлили и набирающие силу СМИ. Простые люди вдруг узнали, что верований на самом деле очень много. Стали задавать вопросы. Какая из многих религий правильная, и, главное, почему? Естественно, это не укрепляло ни веру, ни церковь.

Сейчас в моде демократия, права человека. Капитализм несколько растерял авторитет ввиду своей жесткости, тенденции еще больше обогащать богатых и выжимать последние соки из работников. Теперь все больше вспоминают социальные ценности и думают не столько о прибыли, сколько о жизненном комфорте. Интересно, как в связи с этим изменится религиозное мировоззрение? Может быть, наконец, Бог в умах людей станет хоть немного гуманнее и мягче?


Автор: Александр Смирнов

24.06.11