Психология беспомощности

Психология беспомощности

Психология знает множество примеров и приемов использования собственной беспомощности в достижении личных целей. На первый взгляд это кажется очень странным - как может быть полезной беспомощность, и какая может быть выгода от страдания? Для ответа на этот вопрос давайте обратимся к поведению... дельфинов. Известно множество случаев, когда дельфины спасали тонущего человека, часами выталкивая его на поверхность своими носами, и "буксируя" к берегу. Некоторые усматривают в этом проявление особой разумности и гуманности, но на самом деле все много проще, дельфинами движет инстинкт. Когда кто-то из дельфиньей стайки болеет или ранен, собратья инстинктивно помогают ему продержаться на плаву, давая возможность окрепнуть. И когда они видят тонущего человека, у них появляется аналогичная реакция. Естественно, что у несравненно более развитого и психологически, и социально, человека подобные реакции должны быть гораздо более мощными и сложными. А если что-то существует, то этим можно пользоваться.

Впервые с выгодами беспомощности мы знакомимся в раннем детстве. Ребенку достаточно захныкать, чтобы привлечь внимание родителя. А уж если заплакать или закричать от боли, родители бросят все и прибегут на помощь. В норме ребенка сначала пожалеют, а потом накажут за то, что он нашел себе приключения. В этом есть глубокий смысл: таким образом его отучают от беспомощности. Но может случиться и по-другому. Например, ребенка только жалеют, и часто утешают сладостями. Это худшее, что можно придумать. В результате формируется психология беспомощности, привычка вызывать к себе жалость и достигать желаемого чужими руками.

А бывает что родитель, зная, что сам справится с задачей лучше, ограждает ребенка от любых самостоятельных действий. Поначалу такой подход экономит время и помогает уберечься от неприятностей. Но потом начинается настоящая трагедия - не набравшись опыта решения детских проблем, молодой человек однажды сталкивается с проблемами взрослыми, настоящими, которые за него решать никто не будет. Последствия бывают ужасны. Помимо низкой результативности в таких случаях присутствует тенденция "хлестать свое горе чайными стаканами" подобно Васисуалию Лоханкину из "Золотого теленка" - нагнетать и выставлять напоказ чувство беспомощности, молчаливо обвиняя окружающих в черствости и жестокости. Такие люди часто совершают нелогичные разрушительные и саморазрушительные поступки, пытаясь привлечь к себе внимание и вызвать чувство вины у близких.

Однако, чистой психологией дело заканчивается не всегда. В мире процветает бизнес, построенный на жалости. Существуют целые школы и кланы, десятилетиями и поколениями оттачивающие искусство будить в людях жалость. Действуют они с учетом национальных особенностей. В Лондоне к вам может подойти скромно, но прилично одетый человек, и тихим голосом вежливо попросить помочь материально. В Харькове вы столкнетесь с бредущими по вагонам метро неопрятными тетками, ноющим голосом выпрашивающими денег на операцию для ребенка. Иногда ребенок, напичканный алкоголем или наркотиками (чтобы не орал), демонстрируется как доказательство. В Калькутте за вами будет бродить целая орава худых как жерди и испещренных многочисленными ужасными язвами нищих. И горе вам, если вы бросите на них хоть один жалостливый взгляд - в этом случае отбиться от них можно будет только при помощи полиции.

Ясно, что многие действительно нуждаются в помощи, являясь инвалидами детства или утратив трудоспособность в результате несчастного случая. Но в большинстве случаев мы все равно будем сталкиваться с беспомощностью мнимой, психологической, выученной. Это стиль жизни - делать всех виноватыми в собственных бедах, будить жалость и сочувствие, получая блага без приложения личных усилий. И за это конечно же придется расплатиться. Во-первых, никто в жизни не будет к нам относиться так, как относились родители в нашем далеком детстве. Бесполезно требовать от других подобного отношения. Его все равно не будет, а будет огорчение от разочарования в надеждах. Во-вторых (и это самое главное!), психология беспомощности и страдания постепенно отравляет жизнь, делая ее мучительной и невыносимой, настраивая на реальное переживание страданий, которые так старательно изображаются.