Красивые тренинги

Красивые тренинги

Каждая уважающая себя компания считает своим долгом устраивать красивые тренинги для персонала. И почти каждый психолог очень сильно стремится поплотнее засесть в тренерской нише. И неспроста. Стандартная тренинговая группа насчитывает 10-15 участников, а стоимость участия в тренинге не намного ниже стоимости индивидуальной работы. Несложные подсчеты показывают – экономическая отдача от проведенного тренинга в среднем в пять раз выше отдачи от индивидуального приема. А если дело поставить на хорошую коммерческую ногу – набирать большие группы и сокращать время работы – то можно получать и в 10 раз больше, чем на индивидуалке.

Но этим не исчерпываются прелести тренингов для психолога. Если индивидуальная работа требует высокого напряжения сил, постоянной настройки на клиента и его проблемы, необходимости всякий раз искать оптимальное решение для конкретного случая, то на тренинге почти ничего такого не нужно. Тренинг это во многом спектакль, шоу. Во время группового занятия участники должны «кушать» то, что им предлагается, а не делать индивидуальный заказ. Поэтому достаточно «обкатать» тренинг на двух-трех группах, чтобы его проведение уже никогда не представляло особого труда. Конечно, работа с людьми всегда чревата неожиданностями, и всякое может случиться на группе, но ведь никто и не говорит, что быть психологом совсем легко и просто…

Но самый большой камень, который снимается с психолога на тренинге, это ответственность. Сам формат тренинга не предполагает каких-либо радикальных изменений у участников после его окончания. Если к психологу на индивидуалку приходит клиент с фобией, то после окончания курса фобия должна исчезнуть. А вот по окончании тренинга вполне достаточно будет, если участнику просто покажут, что можно делать с фобией. Чувствуете разницу? Завсегдатаями разного рода групповых занятий как правило бывают так называемые «тусовщики» – достаточно обеспеченные люди, которые хотят восполнить недостаток общения и создать для самих себя иллюзию активной работы над собой. И они, конечно же, находят свои шоу.

Естественно, не все тренинги бесполезны. Есть групповые методы обучения персонала тонкостям выполнения конкретных задач, которые просто необходимо применять для подготовки специалистов. Есть и сильные терапевтические группы, длительное посещение которых приводит к решению психологических проблем. Да и правильное восполнение недостатка общения уже само по себе даст позитивный результат. Особняком стоят разного рода группы личностного роста, на которых практикуется выполнение психофизических упражнений – эффект от таких тренировок особенно силен.

Но все же основной «рабочей лошадкой» психологии является индивидуальная работа с клиентом. Психология всегда стояла на индивидуальном, ориентированном на конкретного человека, взаимодействии, дающем максимальный результат. Думаю, эта ситуация сохранится и в будущем. Все у нас уже благополучно наигрались тренингами – модной «западной штучкой», и теперь идет возврат к классике. Все меньше находится желающих докладывать на группах перед всеми свои проблемы и выслушивать в ответ шаблонные фразы ведущего. Все больше клиентам хочется сосредоточить на себе внимание профессионала, да и просто человека с его участием. Уютные кабинеты и обстановка тет-а-тет снова входят в моду.