Идея Дьявола

Практически в каждой религии, начиная от древнейших, таких как зороастризм и индуизм, и заканчивая относительно молодым исламом, утверждается существование некой силы, уводящей людей от истины, ввергающей в искушение и ведущей к страданиям или гибели - Дьявола, называемого разными именами. В некоторых религиях, таких как даосизм или конфуцианство, скорее говорится об идеях, руководствуясь которыми можно удалиться от совершенства. То есть, фактически, о том же Дьяволе, только проявляющем себя не как личность, а скорее как концепция. Но только в христианстве идея Дьявола как личности акцентируется особо, и борьба с ним во всех его проявлениях становится одним из главных занятий для христианина. И в то же время именно в христианской среде возникают культы Дьявола, своим размахом и количеством поклонников затмевающие все аналогичные сообщества, существующие в других культурах. Почему так происходит? И каковы психологические обоснования возникновения такого акцента на принципе дьявола в христианстве?

Древний и созерцательный буддизм имеет некоторое количество заповедей, но все они носят рекомендательный характер и не претендуют на статус законов, данных людям самим Богом. Эта религия всего лишь предупреждает о возможных последствиях действий и возлагает ответственность за них на самого верующего. В индуизме все очень многообразно. Формально оставаясь в рамках индуизма, можно выбрать себе для поклонения божество, близкое по духу, и, соответственно, приемлемые требования и ограничения. Да и вообще, индуизм склонен к большим вариациям и самому широкому толкованию любых доктрин, поэтому накладываемые ограничения на поведение верующего могут быть минимальными. В иудаизме, напротив, существуют 613 прямых заповедей, обязательных для исполнения каждым евреем. Но если присмотреться внимательнее, то ни одна из них не является критически сложной или подавляющей естественную природу человека. Ну что, спрашивается, сложного в том, чтобы не работать в субботу, зажигать свечи и не употреблять в пищу насекомых? И даже на первый взгляд изощренные требования кошерности в еде и одежде при детальном рассмотрении оказываются не такими уж трудными в исполнении. Ислам пошел по другому пути, предельно упростив заповеди. Но провозглашенных пяти столпов ислама при желании можно придерживаться, не делая над собой особых усилий. Перечисленные вероучения роднит одно обстоятельство - все они оставляют нетронутыми базовые инстинкты верующего.

Что же мы видим в христианстве? Первое, что бросается в глаза, это непротивление насилию, и даже поощрение его в отношении себя. Думаю, не надо напоминать известные цитаты о предоставлении второй щеки для удара и прощении семьдесят раз по семь. А между тем, каждому, кто имеет хоть минимальный жизненный опыт, прекрасно известно: ничто так не провоцирует негодяя продолжать злодеяния, как безнаказанность. Но дело даже не в глобальном философском масштабе концепции. Терпение агрессии и прощение агрессора идет категорически вразрез с инстинктом самосохранения здорового человека, естественно желающего сохранить жизнь себе и своему потомству.

Второй опасный момент в христианстве это отношение к сексу. Нельзя сказать, чтобы в других религиях поощрялась распущенность, но именно в христианстве идея греховности плотского влечения достигает апогея. Иудаизм спокойно относится к проституции, в исламе допускается многоженство, а индуизм, буддизм и даосизм имеют в своем арсенале духовные практики, центральным элементом которых является сексуальный акт. Таким образом, адепт любого из перечисленных учений может найти выход для своего сексуального потенциала, не чувствуя себя вероотступником. Но только не христианин! В христианстве нет секса, а есть лишь союз между мужчиной и женщиной, освященный Богом. Да и то, женщина в нем считается изначально слабым звеном, склонным ко всякому безобразию. Таким образом, мы имеем подавление еще одного базового инстинкта.

Третий момент, на который хотелось бы обратить внимание, не так заметен, но, тем не менее, последствия он влечет за собой самые печальные. Внимательное рассмотрение еврейского подхода к воспитанию немедленно покажет - родители настойчиво внушают своему чаду идею его избранности, и при всяком удобном и неудобном случае подчеркивают, что он лучший, и мир крутится вокруг него. В результате еврейские дети вырастают с нормальной самооценкой, естественным чувством собственной правоты и ощущением, что они достойны всего самого лучшего. Христианская культура представляет собой противоположность, в которой ребенку с раннего детства твердят о грехе и необходимости его искупления. Буквально с молоком матери дети христианских мам впитывают идею одолжения, которое им сделали, терпя их присутствие на свете. В результате получаются личности с заниженной самооценкой, комплексом вины и постоянной оглядкой - не сделано ли случайно чего-нибудь недозволенного.

Этих трех факторов вполне достаточно, чтобы вместо удовольствия получать от жизни страдания. Естественно, далеко не все могут это стерпеть. И рождается протест. Давайте обратим внимание на характерные черты, которыми наделяют Дьявола в христианской культуре: мстительность, сексуальная распущенность и превознесение своей личности до равенства с Богом. Но ведь это как раз и есть противоположности тем трем моментам, о которых шла речь выше! Таким образом, идея Дьявола в христианстве есть воплощение протеста против тех ценностей, которые ущемляют базовые инстинкты человека и заставляют его чувствовать себя виноватым.


Автор: Александр Смирнов

06.09.13