Чувство вины

Чувство вины

Чувство вины это страдание, которое испытывает человек, когда совершает поступок, противоречащий его представлениям о добре, чести, долге, порядочности, нравственности, справедливости. В более широком смысле человек испытывает чувство вины (возможно неосознаваемое) всякий раз, когда отмечает свое несоответствие той нравственно идеальной личности, которая существует в его воображении. Очень важно понимать, что такая идеальная личность не существует объективно, а создается каждым для себя, посредством подражания и воображения. Развиваясь, ребенок подражает окружающим его взрослым и автоматически перенимает их системы ценностей, представления о добре и зле. На определенном этапе становления личности формируется представление о нравственной норме - причудливое сочетание мировоззрений наиболее авторитетных взрослых из окружения ребенка, и его собственных умственных построений. Нарушение соответствия такому лично сконструированному идеалу и вызывает страдание, называемое чувством вины.

Иногда чувство вины возникает в более простых ситуациях, когда неумышленно причиняется страдание кому-либо. В некоторых источниках чувство вины вообще определяется исключительно как результат поступков, повлекших за собой негативные последствия для других. Но это верно лишь отчасти. Например, солдат, который многократно убивал и ранил, может не чувствовать себя виноватым, если он уверен, что поступал правильно. И второй пример: религиозный фанатик, по каким-либо причинам нарушивший пост, может чувствовать себя очень виноватым, хотя никакого зла окружающим не сделал. Так что все-таки чувство вины не стоит понимать механистически примитивно.

Кто и зачем насаждает чувство вины

Маленького ребенка контролировать просто - за ним достаточно все время следить. Но когда ребенок подрастает, начинает свободно перемещаться и принимать самостоятельные сложные решения, уследить за ним становится невозможно. Но как же им управлять? Как сохранить контроль, не имея возможности все время поддерживать личный контакт? Решение простое и элегантное: нужно "встроить" в его психику своеобразную программу-сторож, которая будет блокировать побуждения к нежелательным поступкам. Роли таких сторожей выполняют в первую очередь стыд и вина. Более примитивное чувство стыда достаточно просто вырабатывается в процессе общения со сверстниками, жестоко высмеивающими совершающих стыдные поступки. Выработка чувства вины сложнее, но и результатов дает больше. Культивируя чувство вины у ребенка, родители могут направлять его поведение в желаемое русло.

Не брезгует манипуляциями на основе чувства вины и государство. Например, в судах многих стран осознание своей вины и раскаяние подсудимого может несколько смягчить приговор. Тем самым государство как бы поощряет чувство вины за совершение нежелательных поступков. Но наибольших результатов в применении чувства вины для управления человеком достигла церковь. Сконструировав образ идеального верующего, следующего заповедям и выполняющего все религиозные предписания, церковь активно навязывает чувство вины каждому, кто уклоняется от соответствия этому образу. Церковью создана сложная и мощная концепция греха и покаяния, центром которой является перманентное переживание чувства вины верующим. Действуя таким образом, религиозные лидеры вплоть до XX века держали под контролем умы и чувства граждан своих стран, а в некоторых местах нечто подобное продолжается и по сей день.

Чувство вины - благо или зло?

Что является благом для общества, то часто тяжело и неприятно для конкретных людей, из которых общество состоит. И чувство вины - яркий тому пример. С одной стороны, конечно, хорошо, когда воздерживаются от воровства, убийства и прочих преступлений потому что не хотят испытывать потом чувство вины. Например, церковь считает наличие такой мотивации у верующих своим важным социальным достижением. Но если посмотреть не с точки зрения социума в целом, а с позиции отдельно взятой личности, то проблема предстанет совсем в ином свете. С этой стороны чувство вины - тяжелый груз, который человек несет на себе через всю жизнь. И чем больше, глубже и лучше обосновано это чувство, тем тяжелее и невыносимее груз. Он сковывает, прижимает к земле, лишает инициативы и воли, ограничивает возможности. Но самое главное, он лишает жизнь ее радостных красок и естественного вкуса. А бесцветная и безвкусная жизнь под тяжестью угрозы совершить ошибку рано или поздно приводит человека в кабинет психотерапевта. Или психиатра.

Как избавиться от чувства вины

Будучи практикующим психотерапевтом, я постоянно сталкиваюсь с ситуацией, когда глубоко скрытое, трудноосознаваемое чувство вины расшатывает психику человека, вызывая душевные и физические страдания. И тогда возникает необходимость избавляться от чувства вины. Подобно хирургу, извлекающему один за другим глубоко засевшие в теле осколки инородных предметов, приходится извлекать из души осколки вины, ранившие душу на протяжении долгих лет, начиная с глубокого детства. Сейчас я расскажу о части моей технологии психотерапии чувства вины, о трех принципах, которые я применяю, и которые, при определенном умении можно использовать самостоятельно.

1. Принцип разделения ответственности. В основе применения этого принципа лежит осознание того факта, что никто, никогда и ни при каких обстоятельствах не может быть виноват только сам. Всегда есть родители (или те, кто их заменял), давшие воспитание, которе и привело к тому, что случилось. Всегда есть старшие товарищи, чей пример брался совершенно автоматически, и закономерно стал частью личного опыта. Всегда есть обстоятельства, в которых практически невозможно было поступить иначе, а за этими обстоятельствами всегда можно найти конкретных людей, по чьей вине ситуация сложилась именно так, как сложилась. Осознание этой истины уменьшает силу вины.

2. Принцип относительности. Применяя этот принцип, мы осознаем, что добро и зло всегда относительны. Всегда можно найти точку зрения, с которой сделанное окажется не злом, а добром, и наоборот. Например, христианство является заблуждением с точки зрения ислама, ислам является заблуждением с точки зрения христианства, и оба они являются заблуждением с точки зрения иудаизма. Убийство всюду принято считать злом, но у каждой страны есть армия, солдаты которой тренируются убивать, за что получают зарплату, а потом и пенсию. Женщина может считать себя плохой дочерью, но посмотрев на вещи немного шире, можно заметить порочность ее матери, которой нельзя угодить в принципе. И подобных примеров достаточно в любой области, какую ни возьми. Чувство вины происходит от жесткой фиксации на определенной точке зрения. Переменив точку зрения мы можем легко сбросить с себя груз вины.

3. Принцип трансформации. Применение этого принципа приводит к перемене точки приложения чувства. Переживание собственной виновности фиксирует человека на себе, заставляя горевать, искать раскаяния и прощения. Но стоит проникнуть в природу чувства вины, как станет заметна его манипулятивная составляющая. Человек обнаруживает, что его горевание и самобичевание кому-то явно выгодно, кто-то умело спланировал его реакции, заставив вести себя "как надо". После такого осознания происходит переключение с себя на непрошеных "режиссеров" жизни, по отношению к которым возникает чувство гнева. И дело сделано! Сила желания раскаяться, искупить вину оборачивается силой гнева против тех, кто стоит за всем этим спектаклем. Потом гнев уходит, но и чувство вины тоже покидает душу навсегда.